Особых проблем с формированием кредитных ресурсов у российских банков в настоящее не существует. Внушительные остатки средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, которые сохраняются в последние пять лет, позволяют сделать вывод об избыточном денежном предложении в стране, о том, что существующий кредитный потенциал денежного рынка остается невостребованным. Существует несколько причин, по которым «зависшие» на корсчетах банков средства не находят применения. Первая из них заключатся в том, что после кризиса 1998 года значительно сократился рынок государственного долга, а альтернативные государственным долговым бумагам надежные финансовые инструменты практически отсутствуют на внутреннем финансовом рынке.
Другая причина – низкий спрос на краткосрочный кредит со стороны предприятий и организаций, которые в 2000-2001 годах улучшили свое финансовое положение и широко используют коммерческий кредит для финансирования текущей деятельности. Достаточно низкая и предсказуемая инфляция позволяет предприятиям сохранить оборотные средства и финансировать их за счет средств от текущей деятельности. Снизилась потребность в краткосрочном кредите при кассовых разрывах, связанных с неплатежами. В сущности, снижение потребности предприятий в краткосрочном банковском кредите свидетельствует об улучшении экономической ситуации в стране, другое дело, что в связи с этим банки лишаются части процентных доходов, а их краткосрочные кредитные ресурсы не находят применения.
Третьей причиной, по которой кредитные ресурсы банков «зависали» на их корреспондентских счетах, – это высокие требования обязательных экономических нормативов ликвидности, установленные банком России, которые заметно смягчены с 1 апреля 2004 года.
При всей важности краткосрочного кредитования для финансирования текущей деятельности предприятий необходимо помнить, что экономический рост может быть осуществлен только за счет инвестиций в основной капитал, которые обеспечивают прирост производственных мощностей. Инвестиционный бум, наблюдающийся в стране после выхода из кризиса, порождает повышение спроса на долгосрочный кредит и необходимо подумать, каким образом избыточные ресурсы денежного рынка можно перебросить на рынок капиталов. Основной барьер, который мешает перемещению кредитных ресурсов с денежного рынка на рынок капиталов - это высокие риски долгосрочного инвестирования.
Сложившаяся в последние годы временная структура средств, привлеченных российскими банками от физических и юридических лиц, благоприятна для развития среднесрочного кредитования – наибольшую долю вкладов составляют средства, привлеченные на срок от 1 года до 3 лет (37,7%), однако доля вкладов на срок свыше трех лет составляет всего около 3%.
После кризиса произошли серьезные структурные изменения в распределении кредитных ресурсов между коммерческими банками. Если до кризиса многие ведущие частные банки реально конкурировали со Сбербанком, то сейчас 20 ведущих банков в совокупности обладают меньшими активами, чем Сбербанк [8]. Таким образом, Сбербанк – занял практически монопольную позицию на кредитном рынке. Доминирующие позиции Сбербанка России на рынках кредитов и депозитов отмечаются в десяти регионах России. На долю филиалов Сбербанка РФ в среднем приходится более 30% всех кредитных вложений в экономику 10 областей. На рынке депозитов монопольное положение во всех 10 десяти областях принадлежит филиалам Сбербанка (от 50 до 96%). Однако доминирующее положение Сбербанка, которое могло бы реализоваться в виде повышенных по сравнению с другими банками доходах (маржи), на самом деле не используется им. Во многом такая процентная политика Сбербанка объясняется уникальным его положением с банковской системе России, когда государственные гарантии сохранности вкладов пока еще позволяют ему наращивать кредитный потенциал даже при невысоких ставках по привлеченным депозитам [10].
Региональные различия в характеристиках кредитного рынка в России весьма значительны, и можно сказать, контрастны. Прежде всего, это касается институциональных показателей региональных кредитных рынков. Статистика свидетельствует, что более половины действующих кредитных организаций страны сосредоточены в Центральном федеральном округе, в том числе в г. Москве и Московской области – 49,9 %. Приблизительно по 11% от общего числа кредитных организации приходится на долю Южного и Приволжского федеральных округов. Это значит, что банковское дело сконцентрировано в основном в европейской части страны.
На региональном кредитном рынке действуют не только местные кредитные организации, в некоторых федеральных округах количество филиалов кредитных организаций других регионов в несколько раз превышает количество филиалов местных банков. Конечно же, необходимо помнить, что в числе этих филиалов весьма значительна доля филиалов Сбербанка России.
Подсчитав соотношение количества филиалов кредитных организаций других регионов и количества филиалов местных кредитных организаций можно получить представление о степени взаимного переплетения интересов банковского бизнеса в регионе, межрегиональной конкуренции.
Еще о комерческих банках:
Экономические кризисы в России в начале ХХ века
Кризис российской экономики в начале прошлого века был частью мирового кризиса, начавшегося сильным повышением учетно-ссудного процента на лондонском финансовом рынке, что повлекло за собою ухудшение финансового положения в большей или меньшей мере во всем мире и замедление притока иностранных капи ...
Анализ ипотечных жилищных программ Нижегородского филиала ОАО АКБ «Росбанка»
Нижегородский филиал ОАО АКБ «РОСБАНК» является крупным игроком на нижегородском рынке ипотечного кредитования за счет своей филиальной сети, а так же вполне конкурентным с другими банками, находящимися на территории Нижегородской области, условиями по ипотечным программам. Банк имеет достаточный н ...
Организация подразделений страховой компании
Стратегия любой компании опирается на ее организацию. В то время как стратегическое планирование страховой компании определяет, что именно компания будет делать, каковы ее цели, задачи, организационная структура определяет, каким образом распределяются задачи и ресурсы компании. Организационная стр ...