Государственное регулирование рыночного хозяйства, в том числе страхового, является общемировой практикой. В Российской Федерации регулирующие функции возложены на государственный страховой надзор. В Законе РФ «О страховании» была особо отмечена роль государства в страховом деле. В соответствии с Законом государство может быть участником страхового хозяйства в разных аспектах:
- страхователем;
- учредителем или соучредителем страховых фирм (например, «Росгосстрах», «Ингосстрах»);
- гарантом в тех сферах, где требуется государственная поддержка (например, страхование иностранных инвестиций);
- регулятором страхового хозяйства страны.
С образованием в 1992 году федерального органа по надзору за страховой деятельностью и принятием Закона Российской Федерации «О страховании» положено начало переводу стихийных рыночных преобразований в сфере страхования в цивилизованное русло.
В соответствии с законодательством на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор РФ) возложены шесть основных функций:
1. выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
2. ведение единого Государственного реестра страховщиков, и реестра страховых брокеров;
3. контроль над обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
4. принятие правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
5. разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенных Законом РФ «О страховании» к компетенции Росстрахнадзора РФ;
6. сочетание практики страховой деятельности и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Регистрация страховщиков в Государственном реестре – главная регулирующая функция государства на страховом рынке. Регистрацию в госстрахнадзоре обязаны проходить все страховые организации. Они обязаны не только зарегистрироваться, но получить лицензию на проведение конкретных видов страхования. Для этого страховые организации по законодательству направляют в Госстрахнадзор определенный пакет документов, в том числе подтверждающие профессиональную пригодность этих организаций.
Госстрахнадзор РФ ежемесячно в СМИ публикует данные о страховщиках, которым выданы лицензии с указанием:
- наименования страховщика;
- юридический адрес;
- даты выдачи лицензии;
- виды страховой деятельности.
Без лицензии, удостоверяющей профессиональную принадлежность, ни одна страховая организация не имеет права работать с клиентами и партнерами.
Другие функции Госстрахнадзора также направлены на обеспечение защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства, так как они связаны проведением единой страховой тарифной политики. Это должно обеспечивать финансовую устойчивость страховых организаций, которые благодаря обоснованным тарифам (по размерам и структуре) могут сформировать достаточные страховые резервы. Соблюдением правил их формирования и использования, утвержденных Госстрахнадзором, обеспечивается своевременность и непрерывность будущих страховых выплат клиентам.
Госстрахнадзор для эффективного регулирования страхового рынка наделен надлежащими правами и обязанностями (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 30, п. 4). Реализация этих прав и обязанностей осуществляется Госстрахнадзором, его кустовыми инспекциями и территориальными органами по различным направлениям страхования.
За последние годы выработался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора РФ в виде инструкций, положений, распоряжений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.
Страховой фонд – это фонд, обособленных средств и создается, как правило, в трёх формах:
1. децентрализованный страховой фонд отдельно взятого предприятия или хозяйства, т.е. средства, аккумулируются и расходуются в рамках одного предприятия;
2. централизованный страховой фонд создаётся и используется в определённом виде хозяйства, источником образования служат общегосударственные, местные и т.п. ресурсы;
3. страховой фонд, который сочетает в себе децентрализованный и централизованный фонды.
Еще о комерческих банках:
Особенности банковской системы Китая
В Китае действует двухуровневая банковская система. На первом уровне находится центральный банк, а на втором – специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков. При этом отдельные депозитные, кредитные и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими ...
Анализ валютных резервов
Как нами было уже показано, валютные резервы Нацбанка – это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальн ...
Порядок выплаты доходов учредителю управления ОФБУ
Доходы (прибыль), полученные Доверительным управляющим по Договору доверительного управления, рассчитываются как пропорциональная часть суммы доходов (прибыли) ОФБУ по балансу ОФБУ, исходя из причитающейся Учредителю управления доли в составе ОФБУ. Текущая стоимость активов ОФБУ рассчитывается ежед ...