Государственное регулирование рыночного хозяйства, в том числе страхового, является общемировой практикой. В Российской Федерации регулирующие функции возложены на государственный страховой надзор. В Законе РФ «О страховании» была особо отмечена роль государства в страховом деле. В соответствии с Законом государство может быть участником страхового хозяйства в разных аспектах:
- страхователем;
- учредителем или соучредителем страховых фирм (например, «Росгосстрах», «Ингосстрах»);
- гарантом в тех сферах, где требуется государственная поддержка (например, страхование иностранных инвестиций);
- регулятором страхового хозяйства страны.
С образованием в 1992 году федерального органа по надзору за страховой деятельностью и принятием Закона Российской Федерации «О страховании» положено начало переводу стихийных рыночных преобразований в сфере страхования в цивилизованное русло.
В соответствии с законодательством на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор РФ) возложены шесть основных функций:
1. выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
2. ведение единого Государственного реестра страховщиков, и реестра страховых брокеров;
3. контроль над обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
4. принятие правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
5. разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенных Законом РФ «О страховании» к компетенции Росстрахнадзора РФ;
6. сочетание практики страховой деятельности и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.
Регистрация страховщиков в Государственном реестре – главная регулирующая функция государства на страховом рынке. Регистрацию в госстрахнадзоре обязаны проходить все страховые организации. Они обязаны не только зарегистрироваться, но получить лицензию на проведение конкретных видов страхования. Для этого страховые организации по законодательству направляют в Госстрахнадзор определенный пакет документов, в том числе подтверждающие профессиональную пригодность этих организаций.
Госстрахнадзор РФ ежемесячно в СМИ публикует данные о страховщиках, которым выданы лицензии с указанием:
- наименования страховщика;
- юридический адрес;
- даты выдачи лицензии;
- виды страховой деятельности.
Без лицензии, удостоверяющей профессиональную принадлежность, ни одна страховая организация не имеет права работать с клиентами и партнерами.
Другие функции Госстрахнадзора также направлены на обеспечение защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства, так как они связаны проведением единой страховой тарифной политики. Это должно обеспечивать финансовую устойчивость страховых организаций, которые благодаря обоснованным тарифам (по размерам и структуре) могут сформировать достаточные страховые резервы. Соблюдением правил их формирования и использования, утвержденных Госстрахнадзором, обеспечивается своевременность и непрерывность будущих страховых выплат клиентам.
Госстрахнадзор для эффективного регулирования страхового рынка наделен надлежащими правами и обязанностями (Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 30, п. 4). Реализация этих прав и обязанностей осуществляется Госстрахнадзором, его кустовыми инспекциями и территориальными органами по различным направлениям страхования.
За последние годы выработался достаточно обширный пакет нормативных документов Росстрахнадзора РФ в виде инструкций, положений, распоряжений, указаний и разъяснений, основанных на действующем законодательстве и имеющих обязательный характер для страховщиков. Постоянно осуществляется работа по актуализации издаваемых директив, с тем, чтобы система регулирования соответствовала складывающимся тенденциям в развитии страхового рынка.
Страховой фонд – это фонд, обособленных средств и создается, как правило, в трёх формах:
1. децентрализованный страховой фонд отдельно взятого предприятия или хозяйства, т.е. средства, аккумулируются и расходуются в рамках одного предприятия;
2. централизованный страховой фонд создаётся и используется в определённом виде хозяйства, источником образования служат общегосударственные, местные и т.п. ресурсы;
3. страховой фонд, который сочетает в себе децентрализованный и централизованный фонды.
Еще о комерческих банках:
Практика управления валютными резервами
При размещении валютных резервов Нацбанк РМ руководствуется международно признанными критериями определения надежности банков - партнеров и установления лимитов на операции с ними. Нацбанк РМ также учитывает международную практику размещения валютных резервов, в соответствии с которой как в высокор ...
Становление и развитие
банковской системы в Казахстане
В бывшем СССР и соответственно в Казахстане существовала одноуровневая банковская система, которая состояла из Государственного банка, Банка внешней торговли и Строительного банка. Государственный банк был главным банком страны и центром методологического руководства деятельностью денежно-кредитной ...
Организационно методические аспекты учета добавочного
капитала и фондов кредитной организации
Добавочный капитал учитывается на пассивном балансовом счете № 106 «Добавочный капитал». Разбивка по счетам второго порядка отражает источники его формирования. В Плане счетов выделены три счета второго порядка по источникам формирования добавочного капитала: - 10601 «Прирост стоимости имущества пр ...