В период перехода к казначейской системе исполнения бюджетов неоднократно предпринимались меры по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» от 12 мая 1997 г. № 477 Центральному банку Российской Федерации с участием Минфина России было рекомендовано:
• в целях обеспечения контроля за использованием средств федерального бюджета, а также пресечения возможных злоупотреблений и нецелевого использования этих средств систематически проводить проверки банков, обслуживающих счета по учету доходов и средств федерального бюджета;
• в случае обнаружения нарушений и злоупотреблений принимать в установленном порядке решения о лишении соответствующих банков права на обслуживание счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, а также меры в отношении должностных лиц, допустивших нецелевое использование государственных средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет основные формы финансового контроля, которые должны применяться при казначейской системе исполнения бюджета.
1. Финансовый контроль, осуществляемый казначейством. Он может быть предварительным, текущим и последующим контролем за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса.
2. Финансовый контроль, осуществляемый Минфином России в лице контрольно-ревизионных органов. Он подразумевает последующий контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов Российской Федерации организует проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий правительства, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.
3. Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств за получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
4. Финансовый контроль, осуществляемый 'финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований при самостоятельном исполнении бюджетов.
Цели использования бюджетных средств определяются: утвержденным бюджетом; бюджетной росписью; уведомлением о бюджетных ассигнованиях; сметой доходов и расходов; иными правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств:
направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи; осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки; расходование средств при отсутствии оправдательных документов;
недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из бюджета; расходование средств сверх норм (перерасход). Правом применения мер принуждения обладают в первую очередь руководители органов казначейства. Они имеют право: списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению или подлежащих возврату в бюджет (срок возврата которых истек);
• списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
• взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку уплаты процентов, пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
• приостанавливать операции по счетам кредитных организаций сроком до I мес.
Банк России, не являясь в условиях казначейской системы исполнения бюджета органом, ответственным за целевое использование бюджетных средств, в процессе выполнения своей функции по надзору за кредитными организациями осуществляет контроль за правильностью выполнения последними расчетно-кассовых операций по обслуживанию счетов казначейства. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Банк России устанавливает порядок списания средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения в случаях, когда имеются основания для применения мер принуждения.
В целях обеспечения сохранности бюджетных средств и наведения порядка в обслуживании счетов по учету доходов и средств федерального бюджета Центральный банк Российской Федерации разработал порядок открытия счетов в кредитных организациях. В соответствии с этим порядком счета по учету доходов и средств бюджета открываются в уполномоченных кредитных организациях только при письменном подтверждении территориальными учреждениями Банка России невозможности обслуживания указанных счетов.
Еще о комерческих банках:
Причины прекращения действия договора страхования
Договор страхования прекращается в следующих случаях, определенных законом: a. истечения срока действия; b. исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме; c. неуплаты страхователем страховых взносов в установленные договором сроки; d. ликвидации страхователя, ...
Выпуск банками собственных векселей
Российские коммерческие банки активно осваивают выпуск собственных векселей как краткосрочных долговых обязательств. Впервые банковские векселя появились в августе 1992 г. Более широкое распространение они получили с начала 1993г. Действующее российское вексельное законодательство не предусматривае ...
Новации банковского внутреннего контроля
Мировой финансовый кризис поставил страны в такие условия, при которых промедление в принятии срочных мер по стабилизации обстановки в экономике, в том числе в банковской сфере, является недопустимым. Либерализация экономики Беларуси является одним из ключевых элементов повышения устойчивости респу ...