Роль и характеристика деятельности А.Л. Штиглица в создании Государственного банка России

Экономика » Руководители и служащие контор и отделений Государственного Банка Российской Империи » Роль и характеристика деятельности А.Л. Штиглица в создании Государственного банка России

Страница 1

Финансовое положение России первой половины XIX в. было неустойчивым. К концу царствования Павла I общий долг государства составлял 408 млн. руб., что превышало четырехлетний доход государственного бюджета. Его общий дефицит еще более возрос в первые годы царствования Александра I: за 1801-1809 гг. он составил 442 млн. руб., или 50 млн. руб. в год, т.е. расходы ежегодно на одну треть превышали доходы.[6]

Доходная часть бюджета формировалась за счет подушной подати, винных доходов (полученных от винных откупов, за счет акцизных сборов с каждой бутылки или государственной монополии на продажу водки), однопроцентных сборов с купеческих капиталов (вместо подушной подати), соляного налога, таможенных пошлин и др. Основная часть расходов приходилась на содержание армии и флота, полиции, аппарата управления, царского двора. Поскольку русская армия постоянно воевала, большая часть расходов бюджета приходилась на военные нужды: в 1808 г. при его доходах в 127 млн. руб. расходы на армию и флот составили 140 млн.; в 1809 г. суммы доходов бюджета и расходов на армию совпали – те и другие составили по 136 млн. руб. Правительство получало недостающие средства за счет дополнительного выпуска ассигнаций, что в условиях бюджетного дефицита приводило к обесценению бумажных денег (в 1808 г. за один рубль в ассигнациях давали 48 коп. серебром, в 1809 г. – 40, а в 1810 г. – 29 коп.).

Таким образом, страна оказалась на грани банкротства, и только благодаря пересмотру таможенного тарифа и открытию, по предложению М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова, русских гаваней для всех судов под нейтральным флагом, чьи бы товары они ни привозили, удалось остановить дальнейшее обесценение ассигнаций.

В первой половине XIX в. усложнились кредитные отношения, хотя сама кредитно-банковская система почти не менялась со времен Екатерины II и продолжала оставаться в руках государства. Преимущественно государственными были банки. Возможность получения денег из казенных банков под невысокие проценты и на длительные сроки позволяла помещикам сохранять феодальные отношения в сельском хозяйстве и промышленности.

В 1818 г. в Петербурге был открыт Государственный коммерческий банк с отделениями в Архангельске, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Риге и Москве. В Манифесте от 7 мая 1817 г. об его открытии в следующем году указывалась одна из главных задач банка: "открыть купечеству вящие способы к облегчению и расширению оборотов". Банк принимал вклады и выдавал ссуды "под товары российского производства". С первых же дней существования он испытывал сильнейшее давление со стороны "указных" промышленников, владельцев вотчинных предприятий и первостатейных купцов.

Первый коммерческий банк был открыт в Санкт-Петербурге при коммерческом порте еще в середине XVIII в. Банк создавался для поддержки русского купечества, которое привозило свои товары в Петербургский порт для отправки за границу и которому доступный кредит позволил бы более выгодно реализовывать товары заморским гостям. Новое кредитное учреждение находилось в управлении Коммерц-коллегии, отчего получило в делопроизводственной переписке схожее с этим ведомством название – Коммерческий банк.[7]

В 1820-е гг. в России появились первые банкирские дома. Старейшим из них являлся основанный в 1818 г. в Москве "Юнкер и Ко". До середины столетия придворные банкиры играли решающую роль в экономической жизни страны. Особо выделился имевший европейскую известность банкирский дом Л. Штиглица.

Страницы: 1 2 3

Еще о комерческих банках:

Проблемы организации информационного и правового взаимодействия органов казначейства с другими субъектами бюджетного процесса
В настоящее время казначейство находится на той стадии развития, когда в основном завершено формирование организационной структуры исходя из положений нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми оно было создано и которыми для него были определены основные цели и задачи. В то же время суще ...

Торгово-посредническая деятельность
В условиях стабилизации экономики предприятия стремятся диверсифицировать источники финансирования, используя возможности рынка ценных бумаг и его вексельного сегмента. Указанные процессы приводят к необходимости трансформации отношений банков с их клиентами и предложения широкого спектра посреднич ...

Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности ООО страховой компании «Южурал -аско»
Показателем потребительской удовлетворенности соотношением «цена-качество» страхового продукта является согласие клиента приобрести полис. Если страхователь считает, что предлагаемое ему качество услуги стоит запрашиваемых денег, то соотношение «цена-качество» рассматривается как благоприятное и он ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru