С принятием Указа № 601 возник ряд вопросов, касающихся его применения.
Первый вопрос касался необходимости регистрации банками в специальных формулярах финансовых операций с ценными бумагами, драгоценными металлами и драгоценными камнями, лизинговых операций, достигающих установленных пороговых величин. Предпосылкой этого стал тот факт, что в соответствии со ст. 1 Закона банки в рамках своей профессиональной деятельности могут относиться к следующим видам лиц, осуществляющих финансовые операции:
· профессиональные участники рынка ценных бумаг;
· лица, занимающиеся биржевой деятельностью;
· лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
· организации, осуществляющие деятельность по передаче имущества в лизинг.
Письмом Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2008 № 21-20/1599 «О непредставлении банками специальных формуляров» была доведена до банков согласованная с Министерством финансов и ДФМ следующая позиция:
Указ № 601 не предусматривает каких-либо изъятий в отношении финансовых операций, не подлежащих регистрации в специальных формулярах. Таким образом, Национальный банк, иные банки, небанковские кредитно-финансовые организации не должны представлять специальные формуляры по условию контроля, определенному абз. 5 ч. 1 ст. 6 Закона, по всем осуществляемым ими операциям, в том числе в рамках профессиональной деятельности по ценным бумагам, операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями, лизинговым операциям.
Второй вопрос заключался в наличии несоответствия Указа № 601 и Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367 (далее - Инструкция № 367). С одной стороны, банки не регистрируют в специальном формуляре финансовые операции по пороговому условию контроля, с другой стороны, при регистрации подозрительных финансовых операций, сумма которых достигает установленных пороговых величин, банки в специальных формулярах должны были указывать условие контроля «финансовая операция является одновременно и подозрительной, и пороговой».
В рамках приведения актов законодательства в соответствие с Указом № 601 было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2008 № 2032 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 367» (далее - Постановление № 2032).
Согласно п. 1.1 Постановления № 2032 условие 4 особого контроля3 не применяется Национальным банком, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Пунктом 38 Инструкции № 367 определено, что в поле 3.10 «Условие контроля» специального формуляра указывается цифровой код условия, при котором финансовая операция подлежит особому контролю в соответствии со справочником условий особого контроля (приложение 3 к Инструкции). Значение поля включает 4 позиции. Каждая позиция соответствует позиции условия из справочника. В случае наличия условия, при котором финансовая операция относится к операции, подлежащей особому контролю, соответствующая позиция поля принимает значение «1», иначе - «0».
Еще о комерческих банках:
Понятие лидера и лидерства
Понятие “лидерство” происходит от английского «leader», что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного слова достаточно отражает предназначение человека – лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Если же говорить о данном понятии более кон ...
Состояние и проблемы рынка розничных банковских
услуг в Республике Беларусь в настоящее время
Современный рынок розничных банковских услуг Беларуси характеризуется существенным ростом объемов предоставления услуг населению. Характеристика спектра розничных банковских услуг предполагает оценку его широты в рамках традиционных направлений банковской деятельности: привлечение и размещение сред ...
Необходимость страхования
Необходимость страхования в России – не просто реалия, а жизненный факт, каждый день мы видим вокруг себя и слышим о множестве примеров возникновения страховых случаев – ДТП, травмы граждан, несчастные случаи на производстве, стихийные бедствия. Разъяснительная работа по поводу необходимости внедре ...