Разнообразие инвестиционных операций банков на рынке ценных бумаг определяется как разными целями, так и неодинаковыми стратегиями, которые использует банк-инвестор и которые предусматриваются его инвестиционной политикой. Однако независимо от вида операций процесс инвестирования в ценные бумаги состоит из нескольких этапов (направлений):
- определение целей, горизонта и формы инвестиций;
- инвестиционный анализ:
- формирование и управление портфелем ценных бумаг;
- оценка эффективности инвестиционной деятельности.
Банки инвестируют средства в ценные бумаги, имея при этом разные цели:
- расширение доходной базы за счет роста стоимости ценных бумаг, получения прибыли, в форме процентов, дивидендов, дисконта, курсовой разницы, от перепродажи ценных бумаг;
- поддержание ликвидности банка путем создания вторичных резервов в форме высоколиквидных ценных бумаг (инструментов денежного рынка), которые в случае необходимости легко можно реализовать или использовать в качестве залога при займе средств;
- обеспечение диверсификации банковских операций с целью минимизации банковских рисков и стабилизации доходов;
- формирование контрольного пакета ценных бумаг и участие в управлении деятельностью объекта инвестирования;
- расширение клиентской базы, обеспечения присутствия банка, на самых динамических рынках.
Цели инвестиционной деятельности определяют форму инвестиций в ценные бумаги. Инвестиции могут быть стратегическими и портфельными. Стратегические инвестиции — это вкладывание средств в ценные бумаги конкретных эмитентов. Цель стратегических инвестиций — это формирование контрольного пакета ценных бумаг компании (фирмы) и управления ее деятельностью. Портфельные инвестиции— это вкладывание средств в ценные бумаги разных видов, которые принадлежат разным эмитентам, но управляются как единственное целое. Цель портфельных инвестиций — это прирост капитала на основе роста курсовой стоимости портфеля и получение прибыли от создания ценными бумагами стабильных денежных потоков (дивидендов, процентов) при диверсификации рисков.
Формирование целей, определения горизонта и форм инвестиций, — это первый этап инвестирования. Следующий этап — это инвестиционный анализ. Самыми распространенными считаются два направления анализа — фундаментальный и технический.
В условиях украинского рынка из-за неразвитости рыночных механизмов объективной оценки курсов ценных бумаг и низкой ликвидности рынка преимущество отдается фундаментальному анализу.
Следующий этап инвестиционного процесса — это формирование банком портфеля ценных бумаг с учетом результатов проведенного анализа и управления этим портфелем. Банки, вкладывают средства в финансовые инструменты, которые имеют разные характеристики с точки зрения ликвидности, доходности, склонности к риску.
Структура портфеля ценных бумаг зависит от целей инвестиционной деятельности банка и от избранной банком инвестиционной стратегии — пассивной или активной. Главное задание банка-инвестора — это сформировать эффективный портфель, то есть портфель, который обеспечивает наивысший уровень ожидаемого дохода при данном уровне риска или наименьший риск при данном уровне дохода.
Последний этап инвестиционного процесса — это оценка эффективности инвестиционной деятельности банка и, в частности, эффективности управления портфелем ценных бумаг. Под оценкой эффективности имеется в виду, во-первых, периодический контроль за тем, насколько реальные результаты инвестиционной деятельности отвечают целям политики, сформированной банком и, следовательно, насколько эффективной оказалась стратегия банка из формирования и управления портфелем. Во-вторых, эффективность, безусловно, оценивается доходностью вложений, которая достигнута банком за соответствующий промежуток времени, в сравнении с показателями других инвесторов или рынка вообще.
Согласно нормативным документам Национального банка Украины ценные бумаги, в которые банки вкладывают средства, классифицируются по разными критериями. С учетом этих критериев осуществляется учет вложений в ценные бумаги на балансе коммерческих банков.
Еще о комерческих банках:
Совершенствование маркетинговой политики банка,
поиск резервов для привлекательности условий кредитования
Кредитование должно всегда оставаться предметом совершенствования его форм и методов, тж. оно является одним из основных и важнейших направлений деятельности коммерческого Банка. Принимая во внимание возрастающую конкуренцию в данной области, необходимо разрабатывать направления, наиболее привлекат ...
Сущность банковского кризис-менеджмента
Банковский кризис-менеджмент - это комплексная программа, обеспечивающая снижение последствий реализации рисков при наихудшем сценарии развития событий в условиях глубокой экономической рецессии. В отличие от риск-менеджмента, кризис-менеджмент - совершенно самостоятельная сфера банковской деятельн ...
Особенности банковских рисков
Понятие «риск» встречается в обиходе многих общественных и естественных наук, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Специфика экономического аспекта риска связана с тем, что риск, несмотря на ожидаемый финансовый выигрыш, отождествляется с возможным материальным ...