Схожие с современными страховыми компаниями были союзы крестьян для взаимного обеспечения на случай пожаров или падежа скота, впервые появившиеся в Исландии в XII веке. Союзы состояли обыкновенно из 20 зажиточных крестьян. В случае несчастья часть убытка оплачивалась материалами и работой, часть - деньгами.
Первый известный историкам письменный договор страхования был заключен в 1347году в Генуе, и там же появилось первое именно страховое общество, занимавшееся страхованием грузоперевозок.
В конце XV века европейцы начали предпринимать крупные путешествия в Азию и Америку, которые привели к «торговой революции» (предшествующей более известной «промышленной» революции). Именно тогда понятия «риск» и «общий фонд» слились воедино.
Если небольшой флотилии малых кораблей удастся добраться из Европы, скажем, до Индонезии, торговать там и вернуться с грузом экзотических товаров, существует риск того, что не все корабли завершат плавание. Штормы могут потопить одни суда, на других кончатся запасы продовольствия (или команда полностью погибнет от эпидемии), другие собьются с курса и пропадут, некоторые могут затонуть из-за перегруженности, плохой конструкции или повреждений от древесных вредителей. Людям, которые вкладывали свои средства в такие рискованные операции, представлялось целесообразным разделить между собой риск, чтобы ни один из инвесторов не потерял своих денег полностью из-за того, что именно его корабль будет тем самым единственным пропавшим. Для этого было выработано два способа.
Первый состоял в создании совместного предприятия, через которое инвесторы вкладывали деньги в несколько кораблей с общим грузом, распределяя между собой риск убытков и все прибыли, которые могли образоваться в итоге предприятия.
Второй путь – это страхование: система, при которой владелец корабля и/или груза (индивидуальное лицо или компания) предлагает денежную сумму другим людям, которые согласны компенсировать ему потери, если данный корабль потерпит неудачу в предпринятом рейсе. Таким образом, совместные (акционерные) общества и страхование стали дополнять друг друга, а не развиваться в конкуренции друг с другом. Группа людей или компании собирали денежные премии в обмен на обещание выплатить возмещение владельцу судна в случае его потери. Эти страховщики создавали общий фонд, который они обещали использовать для выплат страхователям в случае наступления риска.
В 1601 году при Парламенте Англии была создана комиссия по разрешению спорных вопросов контрактов морского страхования.
Одна из самых крупных в мире страховых компаний «Ллойд», созданная в Лондоне, с первого дня своего появления тоже была связана с судоходством. В 1688г. Эдвард Ллойд держал кофейню, куда приходили лондонские торговцы и банкиры, чтобы обсудить свои дела в непринужденной обстановке. Там предприниматели, заключавшие с моряками сделки страхования, ставили свои подписи под определенной страховой суммой, которую они обязывались выплатить в обмен на уплату страховых взносов. Таких страховщиков стали называть андеррайтерами (от английского «anderwrite», что означает подписывать).
Еще о комерческих банках:
Степень монополизации
Монопольное положение страховщиков на рынке рассчитывается при помощи нахождения удельного веса субъекта хозяйствования в общем объеме оказанных услуг: (4) где — доля i-го (по номеру) страховщика на страховом рынке; Qi — объем товаров и услуг i-го страховщика. Обычно используют так называемый коэфф ...
Страхование как экономическая категория. Основные
функции страхования
Страхование – экономические отношения по защите имущества, личных и финансовых интересов хозяйствующих субъектов и граждан, связанные с движением стоимости на основе солидарной замкнутой раскладки ущерба и возмещения его в денежной форме. [10, с. 102] Можно выделить следующие признаки, характеризую ...
Механизм фиксации, регулирования и корректировки курса российского рубля
аутрайт Механизм корректировки валютных курсов - средства уменьшения неравновесия платежного баланса: внешняя корректировка цен, внутренняя корректировка цен и доходов, ограничения торговли и валютного обмена. Механизм регулирования валютных курсов - методология, при помощи которой страны поддержив ...