Заключение

Страница 1

В результате произведенного исследования было выявлено следующее:

Итоги первого полугодия 2009 года показали, что на российском страховом рынке происходит не просто финансовый кризис, а кризис сложившейся системы. Только принятие срочных и комплексных мер способно предотвратить полный крах российского страхования.

Если взглянуть на статистику российского страхового рынка невооруженным взглядом, то может показаться, что мировой финансовый кризис лишь своим краем затронул отечественное страхование.

Произошедшие в российском страховании качественные изменения важнее и опаснее, чем количественные: мировой финансовый кризис привел к обострению внутренних проблем рынка, предпосылки которых были заложены в период бурного роста. В любой момент эти проблемы могут "сдетонировать". Кризисные явления выражаются в появлении на страховом рынке финансовых пирамид – демпингующих компаний, осуществляющих выплаты за счет страховой премии, собираемой с новых клиентов. Неминуемый уход этих компаний с рынка приведет к кризису доверия к страховым компаниям, еще большему падению добровольного спроса на страхование, росту страхового мошенничества. На этом фоне происходит рост уровня выплат: без учета операций по ОМС этот показатель в первом полугодии 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года вырос на 12,9 п. п. (с 36,9 до 49,8%).

Как показали результаты исследования, лидерами падения стали вмененные виды: кредитное автокаско и ипотечное страхование. Наибольшие объемы падения спроса на страховые услуги отмечаются по видам, еще недавно выступавшим локомотивами отрасли – по автострахованию (-13,2 млрд рублей за первое полугодие 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года по данным "Эксперта РА"), добровольному медицинскому страхованию (-4,0 млрд рублей), страхованию от несчастных случаев (-3,2 млрд рублей).

Данные страховщиков демонстрируют существенное увеличение доли договоров с франшизой как в корпоративном, так и розничном видах страхования, а также договоров с неполной страховой стоимостью. Что касается повышения роли франшизы, то это, безусловно, позитивное влияние кризиса, т. к. применение франшизы, особенно в массовых видах страхования, снижает расходы на ведение дела и повышает эффективность страхования, способствует оптимальной защите рисков. Напротив, рост масштабов недострахования – существенный откат назад для отечественной страховой отрасли, отбрасывающий корпоративное страхование на несколько лет в прошлое. К сожалению, по-прежнему для большинства российских компаний страхование – это не инструмент грамотного управления своими рисками, а лишь статья расходов, финансируемая по остаточному принципу. Во время кризиса зачастую расходы на страхование сокращаются как "ненужные", что в результате еще больше снижает стрессоустойчивость российской экономики.

В качестве главной тенденции прошедшего полугодия можно отметить возврат рынка к стадии неравномерного развития с точки зрения показателей сборов в различных регионах. В последние годы на Урале, в Калининграде и в региональных центрах европейской части России вслед за развитием экономики начал активно развиваться и страховой рынок. Но сейчас ситуация там вновь изменилась. И если в Москве, Санкт-Петербурге, "нефтяных" регионах ситуация на страховом рынке более-менее стабильна, то есть города и целые регионы, где объемы сборов резко упали.

Как показали результаты исследования, ситуация с убыточностью на страховом рынке ужасающая. По итогам первого полугодия 2009 года усредненное значение комбинированного коэффициента убыточности страхового портфеля российских страховщиков вплотную приблизилось к стопроцентному уровню, составив 99,6%. Если по данным за первое полугодие 2008 года значение комбинированного коэффициента убыточности превышало стопроцентный уровень у менее чем трети российских страховых компаний, то в первом полугодии 2009 года значение этого показателя приблизилось к 50%. Одновременно у каждой десятой страховой компании комбинированный коэффициент убыточности превысил 120%. Это означает, что страховая деятельность по таким компаниям не просто убыточна, а катастрофически убыточна. При этом очевидно, что доход от инвестирования страховых резервов и собственных средств страховщиков никак не может покрыть такие значительные убытки и вывести компанию хотя бы на нулевой уровень общей рентабельности деятельности.

Страницы: 1 2

Еще о комерческих банках:

Порядок формирования собственного капитала коммерческого банка
Собственный капитал составляет основу деятельности коммерческого банка. Он формируется в момент создания банка и первоначально состоит из сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставный капитал банка, которые могут производиться как напрямую, если банк создается в форме общества с о ...

Межбанковский кредит
МЕЖБАНКОВСКИЙ КРЕДИТ - это привлечение и размещение банками между собой временно свободных денежных средств кредитных учреждений. Субъектами кредитных отношений являются банки - коммерческие и центральные. Банки, располагающие свободными кредитными ресурсами, продают их на рынке межбанковских креди ...

Анализ кредитного портфеля банка и кредитной задолженности
Как отмечалось ранее при анализе активов банка, за рассматриваемый период 2006-2008 гг. наблюдается стабильный рост размера кредитного портфеля (см. п. 2.2.1.2). Проанализируем кредитный портфель банка с точки зрения составляющих его активных операций, отразив результаты исследования в таблице 3. Т ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru