На страховом рынке России кризис вызвал к жизни явления, которые для нас становятся суровой реальностью. Поэтому многие страховые компании, и, скорее всего, их подавляющее большинство, думают о том, как выжить в непростой финансовой ситуации. Хотя ради справедливости следует отметить, что вопросы, которые обострил кризис, существовали и до его наступления. Однако большая часть страховщиков ответы на них откладывали "в долгий ящик". Сегодня же, как говорится, "приперло" и отступать больше некуда, иначе это грозит небытием, то есть ставит под угрозу само существование многих страховых компаний.
Вопросы, которые обострил кризис и на которые страховщики должны ответить, прежде всего себе звучат так:
1. Специализация или универсальность?
2. Компания корпоративного или розничного страхования?
3. Какие клиентские сегменты развивать?
4. Как сохранить долю рынка или обеспечить лидерство?
5. Как развивать страхование в регионах?
6. Как выживать в кризисной ситуации?
7. Как привлечь ресурсы для развития?
8. Каковы наши конкурентные преимущества?
9. Какую стратегию избрать в условиях кризиса: стратегию кассового потока либо ориентацию на прибыль?
Цель настоящей статьи - не давать универсальные готовые рецепты, не прописывать универсальные лекарства. Рецепт и лекарство для каждой компании очень индивидуальны, хотя есть и общие назначения. Задача состоит, скорее, в другом: рассказать об опыте антикризисного управления в некоторых страховых компаниях, а также показать "виды лекарств" от кризиса. Однако особо хочу подчеркнуть, что комбинирование состава лекарств и их дозы определяет "доктор", то есть топ-менеджмент индивидуально для своей конкретной страховой компании.
В связи с вышеизложенным, считаю абсолютно бессмысленными теоретические споры по абстрактным вопросам. Например, сокращать или не сокращать персонал? Здесь не может быть общего подхода. В некоторых компаниях с сотрудниками не только можно, но и нужно расставаться. При этом вопрос о доле сокращаемого персонала в той или иной организации также представляется мне абстрактным. В одной компании можно сократить 40 процентов сотрудников. В другой же компании сокращение 10 процентов приведет к существенным потерям в бизнесе. Здесь нужны очень четкие критерии, которые каждая компания определяет для себя индивидуально.
Практик отличается от теоретика только одним: второй говорит об общих закономерностях вообще, а первый говорит о закономерностях развития конкретной компании, которые не всегда совпадают с общетеоретическими. То же самое могу сказать и о "консультантах от теории", которые никогда не работали в страховом бизнесе, однако умудряются консультировать топ-менеджмент страховых компаний в силу его необразованности или отсутствия практического опыта. Поэтому в статье я постараюсь рассмотреть некоторые инструменты антикризисного управления. Вопрос же их практического применения лежит в иной плоскости: конкретном анализе определенной компании, а затем комбинировании конкретных инструментов управления в соответствии со спецификой каждой организации, которая так же индивидуальна, как и мы с вами, уважаемые читатели, и об этом нужно помнить всегда. Однако прежде чем говорить об инструментах антикризисного управления, давайте дадим экспресс-характеристику факторов влияния кризиса на страховую компанию.
Еще о комерческих банках:
Обязательное и добровольное
страхование
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объе ...
Договор медицинского
страхования
Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Договор медицинского страхования представляет ...
Анализ организации и процедуры оценки результатов
работы персонала РКЦ
В соответствии с приказом Банка России «О совершенствовании работы с персоналом» от 27.02.2001г. № ОД-б7 и Положением об оценке персонала от 02.03.2001г. № 135-П оценке придан статус обязательной процедуры. В целях повышения эффективности работы с персоналом и обоснованности принятия управленческих ...