Преобладающую часть банковских ресурсов составляют привлеченные средства. Привлеченные средства формируются при помощи следующих банковских операций:
- открытие и ведение счетов юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
- привлечение во вклады денежных средств физических лиц;
- выпуск банком собственных долговых обязательств.
Привлеченные таким образом ресурсы коммерческих банков называются депозитными ресурсами.
По степени надежности для размещения в банковские активы, привлеченные средства распределяются в следующей последовательности:
1. Депозиты юридических лиц, средства, привлеченные под векселя и депозитные сертификаты;
2. Срочные вклады физических лиц, средства, привлеченные под сберегательные сертификаты;
4. Вклады до востребования физических лиц, остатки на счетах для расчетов по банковским (пластиковым) картам, остатки на расчетных (текущих валютных) счетах юридического лица, на корреспондентских счетах банков-корреспондентов [46, c.114].
По степени ликвидности они расположены в данном перечне в обратной последовательности.
Исследуя сущность банковского депозита, А.Е. Гусева отмечала особенность депозита, заключающуюся в его двойственной природе. "Депозиты являются для вкладчиков потенциальными деньгами. Вкладчик может выписать чек и пустить соответствующую сумму в циркуляцию. Но в то же время "банковские деньги" приносят процент. Они выступают для вкладчика в двойной роли: в роли денег, с одной стороны, и в роли капитала, приносящего процент, с другой стороны. Преимущество депозита перед наличными деньгами заключается в том, что депозит приносит проценты . и недостаток в том, что депозит приносит пониженный процент по сравнению с тем процентом, который обыкновенно приносит капитал. Этот пониженный процент - не случайное явление, а существенный момент природы банка. Ибо вся сущность природы банка заключается в том, что процент, платимый по депозитам, ниже того процента, который банки получают за помещаемый ими в различных предприятиях капитал. Эта разница в процентах составляет около 1/4 тех процентов, которые взимаются по активным операциям" [17, с.17].
"Депозит" в переводе с латинского обозначает вещь, отданную на хранение, и следовательно, депозитом может быть любой открытый клиенту в банке счет, на котором хранятся денежные средства.
Существуют разнообразные депозитные счета. В основе их классификации могут быть такие критерии, как источники вкладов, их целевое назначение, степень доходности и т. д. Однако наиболее часто в качестве критерия выступают категория вкладчика и формы изъятия вклада.
Исходя из категории вкладчиков, различают:
- депозиты юридических лиц (предприятий, организаций, других банков);
- депозиты физических лиц.
В свою очередь депозиты как юридических, так и физических лиц по форме изъятия средств подразделяются на:
- депозиты до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока);
- срочные депозиты (обязательства, имеющие определенный срок);
- условные депозиты (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).
Среди депозитов юридических лиц самым крупным источником привлечения банком ресурсов в свой оборот являются средства клиентов на расчетных (текущих) счетах и на счетах банков-корреспондентов. По своей экономической сути эти счета являются депозитами до востребования.
Депозиты до востребования предназначены для текущих расчетов. Средства с этих счетов могут быть изъяты, переведены на счет другого лица без каких-либо ограничений (полностью или частично) в любое время, по первому требованию их владельцев. При этом банк уплачивает по счетам до востребования самые минимальные процентные ставки.
Еще о комерческих банках:
Анализ кризисных явлений в современной банковской
системы Российской Федерации
Современная банковская система России берет свое начало в 1989 году. В 1988 году новый закон разрешил создание кооперативных банков для обслуживания частного сектора. Создание акционерных банков стало возможным с выходом в 1989 году «Закона о банках и банковской деятельности». К 1993 году в России ...
Нормативно-правовая база оценки
Оценка деятельности персонала в системе Банка России проводится с 1993 г. (она начиналась с психологического тестирования служащих). Накоплен значительный опыт в Тюменской, Омской, Свердловской областях, в Национальном банке Республики Башкортостан и других регионах. Деловая оценка рассматриваетс ...
Отличие биржевой торговли от других видов оптовой торговли
Рыночная система, ориентированная более всего наконечного потребителя, оказалась при всех ее недостатках более приспособленной к учету потребностей общества их удовлетворению. В условиях рыночной экономики для реализации изготовленной продукции используются различные каналы, позволяющие установить ...