- неконтролируемая эмиссия кредитных денег.
Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.
Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:
- банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности – государственной;
- сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;
- реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов;
- не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;
- продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;
- банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;
- не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
- увеличились издержки на содержание банковского аппарата;
- разгорелась «банковская война» за разделение текущих и ссудных счетов;
- реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений – важных источников кредитных ресурсов.
Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитой рыночной экономикой.
Второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков. Создание такого рынка означало замену административно-командных отношений гибкими (экономическими) методами перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.
В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.
В результате в нашей стране практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень – Центральный банк России, II уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он отражает общенациональный интерес, проводит политику в интересах государства, формирует главные принципы всей банковской деятельности.
Коммерческие банки концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и обслуживают юридических и физических лиц. По уровню специализации коммерческие банки делятся:
- на универсальные, т.е. осуществляющие практически все виды банковских операций;
- специализированные, т.е. специализирующиеся на определенных видах банковских операций.
Еще о комерческих банках:
Открытие финансирования расходов распорядителей бюджетных средств
Финансирование расходов федерального бюджета предусматривает процедуры разрешения на осуществление платежа (совершение разрешительной надписи) и осуществление платежа. Процедура разрешения на осуществление платежа включает: • проверку уполномоченным сотрудником отдела платежей соответствия расчетно ...
Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов и их характеристика
Во исполнение ст. 30 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» приказом Руководителя министерства финансов от 22 февраля 1999 г. были утверждены «Правила размещения страховщиками страховых резервов» (далее по тексту - Правила). При разработке указанных Пр ...
Сущность, роль и значение аудита операций банка с
пластиковыми карточками
Слово «аудит» происходит от латинского audio – он слышит, слышащий. Этим подчеркиваются особая доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Аудиторские ус ...