В странах с развитой рыночной экономикой рынки государственных ценных бумаг играют важную роль в финансировании государственного бюджета, в поддержании ликвидности финансовой
системы, регулировании экономической активности. В ведущих странах мира накоплен богатый опыт в рыночном управлении государственным долгом, введены в практику различные виды государственных финансовых инструментов отвечающих интересам различных групп населения и институциональных инвесторов (торговых и промышленных фирм, банков и финансовых компаний).
В условиях централизованной системы управления, существовавшей в нашей стране с 1917 года до недавнего времени, рынок государственных долговых обязательств практически отсутствовал.
Только с конца 1991 года в России начали создавать реальные системы торговли государственными ценными бумагами. Большую роль в развитии рынка государственных долговых обязательств играл Банк России, который с 1992 г. начал осуществлять котировку облигаций Государственного Республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г., но привлекательность облигаций данного вида была недостаточно высокой.
В середине 1992 года Центральный банк РФ начал работу над проектом эмиссии государственных краткосрочных ценных бумаг. В результате конкурсного отбора Московская межбанковская валютная биржа была выбрана в качестве биржи, организующей вторичное обращение этих ценных бумаг.
В условиях высокой инфляции и общей нестабильности экономической ситуации успехом у инвесторов могли пользоваться только такие государственные ценные бумаги, которые отвечали бы следующим требованиям:
- срок обращения не превышает несколько месяцев;
- доходность, сопоставимая с уровнем средних процентных ставок по межбанковским кредитам;
- наличие высоколиквидного вторичного рынка. Летом 1992 года Банк России и Московская межбанковская биржа начали работу над проектом эмиссии государственных ценных бумаг, которые отвечали всем вышеуказанным требованиям.
В январе - феврале 1993 года проект эмиссии государственных краткосрочных облигаций получил нормативную основу. Председателем Банка России и министром финансов Российской Федерации были подписаны "Основные условия выпуска государственным краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации".
В феврале 1993 года Верховный Совет России санкционировал Правительству России в 1993 году выпуск краткосрочных государственных облигаций на общую сумму до 650 миллиардов рублей.
В январе - марте 1993 года ММВБ проводила работу по разработке внутренних документов и инструкций регулирующих порядок проведения торгов и расчетов по ГКО.
Для проведения торгов по облигациям в январе 1993 г. был подготовлен торговый зал ММВБ, в котором была развернута локальная вычислительная сеть, позволяющая проводить операции с облигациями 26 Дилерам. Завершалась разработка программного обеспечения Депозитарной и Торговой систем, производимая АО "Програм банк".
Завершающим аккордом в работе над проектом стало решение Банка России о заключении договоров с рядом банков и финансовых компаний о выполнении Функций Дилеров на рынке государственных краткосрочных облигаций.
Логическим завершением многомесячной кропотливой работы над проектом эмиссии гособлигаций стало проведение 18 мая 1993 года на Московской межбанковской валютной бирже первого аукциона по размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации.
В истории функционирования рынка ГКО можно выделить несколько этапов. Первые семь месяцев функционирования рынка (то есть с мая по декабрь 1993 года) относятся к периоду становления рынка. Здесь можно спорить о конкретных временных границах, но суть не вызывает сомнений: в начальный период своего существования рынок ГКО находился в некоторых особенных условиях.
На протяжении 1993 года рынок бурно развивался. Среднемесячный темп роста объема ГКО в обращении составят 185%, причем на погашение в среднем шло около 15% от объема выручки.
Еще о комерческих банках:
Банковский мониторинг порядка организации работы по противодействию легализации доходов
Актуальность улучшения работы подразделений банка по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) обусловлена рядом причин, в том числе и тем, что одной из основных целей модернизации регулирования экономики в нашей стран ...
Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности банка
Проанализируем рассчитанные коэффициенты АО «Банк ЦентрКредит». Коэффициент мгновенной ликвидности на 31.12.06 г. составил 246,6%, на 31.12.07 г. значение коэффициента равно 299,8%, то есть значение увеличилось в основном за счет увеличения суммы ликвидных активов с 157,200 млн. тенге на 31.12.06 г ...
Обязательное и добровольное страхование
Волеизъявление потенциального страхователя, выраженное в его заявлении о страховании, порождает добровольное страхование; а волеизъявление государства, выраженное в его законах, вызывает к жизни обязательное страхование. Как видно, добровольная форма страхования без потребности будущих страхователе ...