Пока еще уровень развития и, как следствие, эффективности функционирования кредитной системы России невысок по сравнению с показателями ведущих стран – об этом говорит, прежде всего, низкий показатель активов банковской системы по отношению в ВВП. Кроме того, существенные изъяны наблюдаются и в ее институциональной структуре – очень малочисленны специализированные финансовые посредники, не являющиеся банками, например, факторинговые компании, да и межбанковская конкуренция сводится, в основном, к конкуренции со Сбербанком России. Для повышения уровня зрелости, повышения эффективности функционирования системы краткосрочного кредитования необходимо решить следующие основные задачи:
· совершенствование государственной денежно-кредитной политики;
· развитие вторичного кредитного рынка;
· создание гибкого залогового механизма;
· развитие информационной инфраструктуры кредитного рынка.
Государственная денежно-кредитная политика в условиях рыночной экономики базируется на использовании стимулирующей функции кредита, именно через нее реализуется и его распределительная функция. Причем, в условиях двухуровневой банковской системы стимулирующий импульс, исходящий от Центрального банка, проходит два этапа: - Центральный банк создает стимулы (или антистимулы) к расширению (или сокращению) кредитования реального сектора для коммерческих банков, а сами коммерческие банки как профессиональные кредиторы, в свою очередь принимают решения, ищут компромисс между собственными интересами и интересами клиентов. В этом, впрочем, и заключается положительное качество двухуровневой системы, в которой возможно согласование между государственными интересами и макроэкономическими целями, с одной стороны, и частным интересом банков и фирм с другой стороны.
Следует заметить, что степень регулируемости объемов кредитования реального сектора и предсказуемость результатов денежно-кредитной политики значительно различаются в зависимости от ее типа. Политика рестрикций, проводимая Центральным банком, способна более сильно влиять на состояние кредитного рынка, чем его экспансионистская политика. Действительно, доступ к дешевым и обильным кредитным ресурсам, обеспечиваемый системой рефинансирования коммерческих банков, вовсе не обязательно должен вызвать пропорциональный прирост объема кредитования реального сектора, ведь не даром говорят – подвести коня к воде это совсем не значит напоить его, он может просто не захотеть пить. Так и в осуществлении денежно-кредитной политики не может быть автоматизма, поскольку интересы и рациональные ожидания участников реального сектора экономики могут оказать значительное противодействие усилиям Центрального банка. Здесь действует механизм обратной связи, которая может, как усилить первоначальное направляющее воздействие (положительная обратная связь), так и свести усилия управляющего органа к нулю (отрицательная обратная связь). Кроме того, существует промежуточный лаг – время, необходимое для того, чтобы действия властей повлияли на промежуточные целевые переменные – денежную массу, ставку процента и доступность кредита.
По мнению руководства Центробанка, достижение низкого уровня инфляции, способствующее улучшение ожиданий экономических агентов, является наилучшим вкладом денежно-кредитной политики в развитие экономики страны. В 2001 году инфляция росла более быстрыми темпами, чем денежная масса, что подтверждает отмечающееся в последние годы ослабление связи между динамикой денежной массы и индексом потребительских цен. В 2001 году наметилась положительная тенденция к снижению скорости обращения денег, продолжившаяся в дальнейшем. Этому способствовали сбалансированная политика Центрального банка, улучшение состояния банковского сектора, рост доходов населения. В 2002-2004 годах продолжение экономического роста создает спрос на кредитные ресурсы. Банки активно расширяют масштабы кредитных операций с реальным сектором экономики даже в условиях сохраняющихся высоких рисков.
Можно сделать вывод, что денежно-кредитная политика Банка России в настоящее время носит экспансионистский характер, что должно способствовать расширению масштабов кредитования реального сектора экономики. Однако следует заметить, что при отсутствии рефинансирования коммерческие банки, имеющие избыток ликвидности, практически не используют кредиты Центробанка. Банк России вынужден пассивно следовать за рыночной ситуацией, постепенно приближая ставку рефинансирования к фактическим ставкам кредитования предприятий реального сектора экономики. Пока же процентные ставки Банка России не оказывают адекватного влияния ни на ставку межбанковского рынка, ни на ставки рынка корпоративных кредитов. Таким образом, совершенствование процентной политики Центрального банка по-прежнему остается актуальной задачей.
Еще о комерческих банках:
Обработка реестров на перечисление бюджетных средств предприятиям,
учреждениям и организациям субъекта Российской Федерации
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется органом казначейства в соответствии с реестрами ГУФК, УФК регионов и сводными реестрами распорядителей средств в установленном порядке. Передача файлов, содержащих указания (реестры) на перечисление средств федерального бюджета министерств ...
Общая характеристика банковской системы Великобритании
Банковская система Великобритании делит все финансовые институты на две группы: собственно банковский сектор и небанковские финансовые учреждения. Рассмотрим банковскую систему Великобритании (прил.А). В современных экономических условиях, в рамках которых развиваются многие государства в мире, дис ...
Анализ финансового результата
Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Основным источником банковской прибыли является доход от процентной разницы (таблица 10), определяемый как разница между процентами полученными и процентами уплаченными. Таблица 10 - А ...