Высший
уровень занимают руководители и менеджеры — аналитики, выполняющие функции стратегического анализа и планирования. Это лидеры, «звезды», мозговой центр организации. Они наделены максимальными полномочиями и наибольшей ответственностью. Их деловая активность определяет конкурентоспособность банка, а отсутствие специалистов такого уровня рассматривается как фактор риска. Содержание их труда включает: аудит, диагностику и оптимизацию финансовых процессов; оперативную подготовку решений по управлению активами и обязательствами банка, затратами и прибылью, операциями с ценными бумагами и валютой, производительностью и эффективностью; выявление тенденций развития финансовых процессов и обеспечение безопасности.
Особенность банковской организации состоит в том, что большинство работников (до 90%) может быть причислено, несмотря на занимаемые ими должности, к техническим специалистам с четко регламентированными исполнительскими функциями. И только небольшая часть работников (не более 10%) занята творческими аналитическими функциями. Высокая востребованность «механического» труда обусловлена жесткой иерархичностью и упорядоченностью финансовых операций и процедур, необходимостью защиты содержащейся в них информации, а в конечном счете — естественной природой денежных отношений.
В таблице 2.1 приведены данные о соотношении специалистов в Камышловском РКЦ. Видимо, вопрос оптимизации соотношения категорий специалистов остается актуальным. Современные условия предъявляют новые и более жесткие требования к структуре, профессиональным знаниям и умениям работников, к объему и содержательности решаемых вопросов. Для оптимизации текущей и перспективной потребности в кадрах необходимо использовать научные методы (математической статистики, распознавания образов, социометрии, психоанализа). Аудит человеческих ресурсов банка должен начинаться с тотальной оценки эффективности деятельности штатных сотрудников.
Таблица 2.1
Соотношение категорий специалистов в условиях специализации деятельности (%)
Вид деятельности |
Главный специалист |
Ведущий специалист |
Специалист 1 категории |
Специалист 2 категории |
Технологическая |
25 |
30 |
35 |
10 |
Обеспечивающая |
20 |
25 |
35 |
20 |
Обслуживающая |
10 |
15 |
35 |
40 |
В основе деловой оценки банковских работников лежат два подхода. Во-первых, ранее указанные виды специализации и четкое распределение функций и компетенций между подразделениями, отделами, службами, секторами. Во-вторых, исторически сложившиеся традиции и требования к профессиональной культуре банковского служащего, которую можно определить как уровень профессионализма, а также возможность реализации личности, ее способностей в процессе деятельности, обеспечивающей высокую результативность труда. Высокий профессионализм должен сочетаться с развитым гражданским и нравственным сознанием и дополняться способностью убеждать и воздействовать на поведение клиентов. Эффективный работник способен учитывать социально-психологические особенности различных социальных групп и слоев населения, он умеет определять настроение и ориентироваться на него, а также на потребности клиентов, проявляя внимание к ним и доброжелательность. Именно на развитие элементов профессиональной культуры должна быть направлена концепция деловой оценки. Такой подход обусловлен достаточно высоким общественно-экономическим статусом и престижем банковской организации; многоцелевой ориентацией деятельности банка на любом уровне (на результат, получение прибыли, совершенствование деятельности, клиента, высокое качество обслуживания); личной заинтересованностью банковских работников в обновлении знаний и умений, повышением своего мастерства, профессиональном росте в связи с общественной востребованностью, модернизацией деятельности, а также определенными трудностями в получении штатных должностей (престижностью и дефицитностью профессии банковского работника).
Еще о комерческих банках:
Анализ бизнес-процесса взыскания кредитной
задолженности в ОАО «Приорбанк»
Основной целью и задачей банка при выдаче кредита является получение прибыли, т.е. не только вернуть основной долг, но и проценты по нему. Таким образом, следует подробнее рассмотреть существующую систему возврата кредитной задолженности. В настоящее время в ОАО «Приорбанк» кредитуется порядка 4000 ...
Негоциируемый аккредитив
Негоциируемый аккредитив называют также аккредитивом с негоциацией тратт. Под негоциацией понимается купля-продажа векселей и других ценных бумаг, имеющих спрос на рынке. Негоциируемый аккредитив отличается от платежного .и акцептного аккредитивов тем, что тратты выставляются на покупателя или банк ...
Ямайская валютная система
В январе 1976 г. соглашением стран - членов МВФ на конференции в Кингстоне (Ямайка) было проведено второе изменение Устава МВФ. Этим соглашением был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы. Основными принципами Ямайской валютной системы являются следующие: переход от золото-дев ...