В свете важности наличия валютных резервов у страны не менее важным является вопрос управления валютным резервом государства.
Дадим понятие управления валютными резервами.
Как мы упоминали выше, управление резервами - это процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и под контролем последних для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или союзом. В этой связи органу, занимающемуся управлением резервами (Нацбанк, Минфин), как правило, поручается управление резервами и связанными с ними рисками. Обычно официальные валютные резервы хранятся в качестве поддержки для выполнения ряда задач, в том числе следующих:
поддержка и сохранение доверия к мерам политики в области управления денежно-кредитными агрегатами и обменным курсом, в том числе к возможности проведения интервенций в целях поддержки национальной валюты или валюты какого-либо союза государств;
· ограничение внешней уязвимости при помощи хранения ликвидных средств в иностранной валюте для нейтрализации шоков во время кризисов или при ограниченном доступе к заимствованию;
· внушение участникам рынков определенной степени уверенности в способности страны выполнить свои внешние обязательства;
· демонстрация опоры национальной валюты на внешние активы;
· помощь правительству в удовлетворении его потребностей в иностранной валюте и выполнении обязательств по внешнему долгу;
· хранение резерва на случай национальных катастроф или чрезвычайных обстоятельств.
Для обеспечения эффективного управления валютными резервами нацбанк разрабатывает валютную политику на краткосрочный и долгосрочный период.
Проблемы выбора валютной политики мы будем рассматривать под углом зрения сравнительных преимуществ и недостатков той или иной валютой политики в разных ситуациях. Сначала сравним системы фиксированных и плавающих курсов, затем,— регулируемого и свободного плавания.
По некоторым параметрам, при определенных условиях, фиксированный валютный курс (ФВК) предпочтительнее плавающих или гибких курсов. Фиксированный валютный курс уменьшает риск и неопределенность международных торговых и финансовых сделок, но они не устраняют влияния изменений спроса и предложения на валютный курс. Поэтому, для поддержания фиксированного паритета, государство должно иметь возможность влиять на соотношение спроса и предложения валюты (ПБ). Если страна имеет в наличие достаточные резервы (золото, иностранная валюта), если дисбаланс спроса и предложения валюты носит временный характер, а фиксированные валютные паритеты далеко не оторвались от курса равновесия, то фиксированный валютный курс обеспечивают стабильность валютного рынка. Если же нет достаточных резервов для «финансирования» дефицита спроса и предложения валюты, то необходим контроль над торговыми и финансовыми потоками, т.е. сдерживание импорта и поощрение экспорта, взимание специальных налогов с процентов и дивидендов, получаемых зарубежными инвесторами, обязательная продажа экспортерами иностранной валюты государству и последующее ее распределение между импортерами. Но такая практика имеет, как правило, негативные последствия: происходит сокращение объема и деформация (нарушение экономической целесообразности, основанной на принципе сравнительных преимуществ) международной торговле, дискриминации отдельных импортеров, «черный рынок» иностранной валюты и т.п. Можно добиться стабильности валютного рынка путем проведения ограничительной налоговой и денежной политики, которая относительно снижает уровень национального дохода и повышает процентные ставки. Однако эти меры, приводя к стабилизации валютного курса, вместе с этим ведут к падению объемов производства, безработице или инфляции. Таким образом, жизнеспособность фиксированного валютного курса зависит от наличия вышеназванных условий. Если их нет, предпочтительней плавающие валютные курсы.
Еще о комерческих банках:
Анализ российского рынка депозитных услуг
Процесс формирования депозитной политики тесно взаимосвязан с проведением банком процентной политики, так как депозитный процент является эффективным инструментом в области привлечения ресурсов. Во времена государственного регулирования предельные нормы процента устанавливались в законодательном по ...
Пути развития страхования ответственности в России
В России наблюдается значительное повышение государственного и общественного интереса к развитию страхования гражданской ответственности, определению новых подходов к эффективному использованию данной отрасли страхования в социально-экономической политике регулирования рынком. О новых перспективах ...
Анализ деятельности банка
При анализе финансового состояния коммерческих банков России широко используется методика, разработанная группой экономистов под руководством к.э.н. В.С. Кромонова. Методика не лишена ряда недостатков, присущих всем рейтингам (например, она не учитывает некий «политический» вес банка в обществе). Т ...