Формирование и использование валютных резервов страны подлежат нормативному регулированию. Рассмотрим положения законодательства Республики Молдова в части регулирования валютных резервов. Следует отметить, что подобное регулирование является многоступенчатым, поскольку непосредственное управление валютным резервом отнесено к компетенции Нацбанка Республики Молдова и Министерства финансов Республики Молдова, и сам валютный резерв формируется из многочисленных статей, которые, в свою очередь регулируются законодательством. Рассмотрим основные из них.
Согласно Регламенту по валютному регулированию на территории Республики Молдова экономические агенты - резиденты Республики Молдова обязаны обеспечить поступление на свои счета в уполномоченных банках денежных средств (как в иностранной валюте, так и в молдавских леях), полученных от экспорта или от других внешнеэкономических сделок, в сроки, предусмотренные Законом N 1466-XIII от 28.01.98 г. «О регулировании репатриации денежных средств, товаров и услуг, полученных в результате внешнеэкономических сделок» - это одна из основных статей формирования валютных резервов. [14]
Организации, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право конфисковывать (изымать) иностранную валюту, также продают ее уполномоченному банку, если иное не установлено Национальным банком Молдовы.
Национальный банк Молдовы через банки отслеживает поступление денежных средств, причитающихся за экспорт товаров, осуществленный экономическими агентами - резидентами Республики Молдова. Порядок осуществления контроля устанавливается нормативными актами Национального банка Молдовы.
Согласно Закону РМ о Национальном банке Молдовы [2] Национальный банк на своем балансе содержит международные валютные резервы государства, представленные следующими активами: а) золотом;b) иностранной валютой в виде банкнот и монет или банковскимисчетами за рубежом в иностранной валюте;с) любыми другими международно признанными активами;d) векселями, оплачиваемыми в иностранной валюте;е) долговыми обязательствами, выраженными и оплачиваемыми в иностранной валюте, выпущенными или гарантированными иностраннымигосударствами, их центральными банками или международными финансовыми публичными организациями, а также заключенными или гарантированными ими соглашениями по форвардным операциям и об обратной покупке. Основными критериями выбора резервных активов являются обеспеченность основных сумм и их ликвидность. Национальный банк поддерживает международные валютные резервы на уровне, необходимом, с его точки зрения, для реализации денежной и валютной политики государства. В случае сокращения международных валютных резервов или отмеченной Национальным банком тенденции к их сокращению до уровня, способного нанести ущерб проведению валютной политики или своевременному выполнению международных операций, Национальный банк представляет Парламенту и Правительству доклад о состоянии международных резервов и о причинах, приведших или могущих привести к их сокращению, содержащий рекомендации по исправлению положения. Национальный банк продолжает представлять такие отчеты и рекомендации до тех пор, пока не сочтет положение исправленным. Отраженные в годовом балансе валютные прибыль и убытки (внереализационные) Национального банка, связанные с изменением оценки активов и пассивов, представленных в виде золота, специальных прав заимствования или иностранной валюты, вызванным изменением цен или обменного курса вышеуказанных активов и пассивов относительно лея, учитываются и компенсируются следующим образом: а) чистые валютные прибыль и убытки (внереализационные) уравновешиваются соответствующей суммой на специальном счете в балансе Национального банка (резервный счет курсовой разницы); b) сумма, зарегистрированная на резервном счете курсовой разницы, соответствующая чистым валютным убыткам, гарантируется негоциируемыми долговыми обязательствами с процентами на рыночном уровне, выпущенными Правительством для Национального банка и хранящимися им на отдельном счете (ценные бумаги резервного счета курсовой разницы); по истечении четырех месяцев после окончания финансового года общая базовая сумма данных долговых обязательств, держателем которых является Национальный банк, увеличивается или уменьшается в зависимости от необходимости восстановления равновесия между этой суммой и суммой, учтенной на резервном счете курсовой разницы как чистые валютные убытки по состоянию на конец соответствующего финансового года; с) указанные в настоящей статье чистые прибыль и убытки не учитываются при расчете годового дохода Национального банка.Национальный банк может заключать платежные и клиринговые соглашения или любые другие договоры подобного рода с центральными, публичными или частными клиринговыми учреждениями других стран как от своего имени, так и от имени и по поручению государственных органов.
Еще о комерческих банках:
Зарождение института страхования
Первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности. Еще в рабовладельческом обществе были добровольные соглашения, в которых можно различить черты современного договора страхования. Самые древние правила страхования, дошедшие до нас, изложены в одной из книг Талмуда (Талму́д (ивр. ...
Отличие биржевой торговли от других видов оптовой торговли
Рыночная система, ориентированная более всего наконечного потребителя, оказалась при всех ее недостатках более приспособленной к учету потребностей общества их удовлетворению. В условиях рыночной экономики для реализации изготовленной продукции используются различные каналы, позволяющие установить ...
Направления повышения эффективности депозитарной деятельности ООО
«БММ-Траст»
Вступивший в силу с 02.08.2006 Закон РБ "О хозяйственных обществах", представляет собой не столько новую редакцию Закона об АО, сколько новый подход к регулированию хозяйственных обществ в правовой системе республики. Данным Законом определено обязательное требование для акционерных общес ...