Прежде всего необходимо установить границы рынка для определенной услуги или товара в географическом аспекте. Например, для большинства страховых услуг и товаров страховой рынок Украины можно считать внутренним, то есть общенациональным. Поэтому местом формирования предложения страховой услуги для отечественных потребителей является Украина.
Если рассматривать страховщиков Украины исходя из территориального деления, то приведенные данные свидетельствуют, что за последние годы основная масса страховых премий собирается страховщиками Киевского региона, Харьковской, Днепропетровской и Донецкой областей. Остальные регионы составляют маленький процент от общей суммы собранных премий (табл. 1). Таким образом, в страховой области все регионы, кроме указанных выше, фактически относятся к категории неразвитых.
Таблица 1 Структура страхового рынка по регионам Украины
Регион и области |
Процент от общей суммы страховых премий |
Киевская область и Киев |
50 |
Харьковская область |
20 |
Донецкая область |
13 |
Днепропетровская область |
6 |
Другие регионы |
11 |
Главным качественным признаком конкуренции является наличие у потребителя страховых услуг широкого выбора тех, кто их предоставляет, а также большого круга страховых продуктов, предлагаемых страховщиками. Следовательно, целесообразно определять показатель плотности страховщиков на рынке. Под ним мы понимаем отношение количества страховщиков в стране к численности ее населения. С этих позиций в Украине, по сравнению с Европой, пока наблюдается невысокая плотность страховщиков на рынке. Продемонстрируем это на фактических цифрах и сравним со странами — лидерами страхования. Например, в США работает приблизительно 10000 страховых компаний, в Великобритании — приблизительно 850, во Франции — приблизительно 480, в Германии — приблизительно 630 компаний (регулируются федеральными органами контроля), в Японии — 48, в Китае - 109, в Казахстане — 41, в России — приблизительно 800, в Украине — около 450 компаний. Рассчитаем плотность компаний на страховом рынке:
р = n:nнас, (1)
где р — плотность компаний;
n — количество страховщиков;
nнас — численность населения.
Получаем следующие средние значения плотности:
США — 1:28000,
Великобритания - 1:72500,
Франция - 1:131000,
Германия - 1:125000,
Япония - 1:2 млн.,
Китай- 1:12 млн.,
Казахстан- 1:390000,
Россия- 1:178000,
Украина- 1:95000.
То есть в Украине на 100 тыс. чел. в среднем приходится одна компания.
Открытость рынка. Количественный анализ открытости рынка страховых услуг производят с помощью показателя, который рассчитывается как доля общего объема ввоза (импорта) страховой услуги с территорий других рынков или стран в общем объеме исследуемого страхового рынка:
φ = (2)
где φ — степень открытости рынка страховых услуг (%); Qимп — общий объем ввоза (импорта) услуги с территорий других рынков; Qoo — общий объем страхового рынка Украины.
Показатель степени открытости рынка φ имеет определенные критерии, позволяющие сделать вывод о состоянии рынка (табл. 2).
Рассчитаем степень открытости страхового рынка Украины по данным текущих счетов платежных балансов 2008 и 2009 гг. Национального банка Украины. Так, за 2008 г. импорт страховых услуг составил Qим = 146 млн. дол., а общий объем страховых вкладов был равен Qoo = 24008,6 млн. грн. Отсюда φ2008= 4,7. Аналогично за 2009 г.: Qhm = 107 млн. дол., Qoo = 20442,1 млн. грн., φ2009= 4,1%. Таким образом, пока приходится констатировать изолированность общенационального страхового рынка.
Емкость страхового рынка. Обычно емкость страхования рассчитывают как долю объема страхового рынка в ВВП страны:
η = (3)
Таблица 2 Характеристики степени открытости страхового рынка Украины в зависимости от критерия
Критерий |
Характеристика состояния рынка |
φ< 10% |
Рынок является изолированным. Влияние нерезидентов несущественное |
10%<φ<20% |
Рынок имеет высокую самостоятельность и признаки изолированности. Влияние зарубежных продавцов и поставщиков незначительное |
20%<φ <50% |
Рынок имеет невысокую самостоятельность и является открытым |
φ >50% |
Территориальные границы некорректно определены и нуждаются в дополнительном исследовании и расширении. Рынок имеет низкую самостоятельность, является открытым или частью большего рынка. Влияние зарубежных продавцов и поставщиков большое. Существует угроза экономической безопасности |
Еще о комерческих банках:
Хеджирование
Хеджирование – это метод страхования валютных рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности. Контракт на страхование называется хедж. Существуют две операции хеджирования: на повышение, на понижение. Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой – это биржева ...
Основные аспекты организации рынков ценных бумаг
Рынок ценных бумаг представляет собой структурный элемент финансового рынка. На нем осуществляется организационно оформленное движение денежных ресурсов на основе операций с ценными бумагами, обеспечивающими значительную долю финансирования инвестиционных потоков в экономике. Основной задачей фондо ...
Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг
Современные исследователи рассматривают банк как предприятие, учреждение или институт, целью которого является получение прибыли, выполнение контрольной и ряда других макроэкономических функций. Однако, анализ показывает, что данные черты присущи не всем банкам, и, следовательно, не могут рассматри ...