Развитие страхования как вида бизнеса свидетельствует о рыночности экономики нашего государства. Рыночная конкуренция жизненно необходима для всей экономической системы, поскольку гарантирует, что товары будут продаваться потребителю по цене, качеству и в количестве, отвечающим спросу и предложению. Однако это свободное движение в экономике ограничивается, когда таких компаний мало и имеет место сговор между ними, сопровождающийся коррупцией со стороны официальных лиц.
Современное состояние страхового рынка Украины свидетельствует о том, что страхование в функционировании финансовой системы не в должной степени выполняет свою роль. Например, по расчетам, доля страховых платежей по личному страхованию в Украине составляет всего 4—5%, в то время как в Западной Европе и США этот вид услуг занимает около 60%, в Японии — 80%, в Великобритании — 70%, в мире в среднем — 58,3%. Общий объем страховых услуг на рынке Украины в последнее десятилетие по собранным премиям составлял 0,06% мировых объемов и был меньше в 400 раз по сравнению с США, в 60 раз — с Германией, в 50 раз — с Францией, в 15 раз — с Россией.
На украинском рынке одни предприниматели, эксперты и чиновники считают, что количество страховщиков большое. Другие — наоборот, ведь чем больше внутри страны конкурентоспособных страховых организаций, тем выше уровень страховых предложений и качество страховых услуг. Это актуально не только для Украины. В связи с этим появляются новые вопросы:
— как далеко зайдет консолидация или либерализация страхового рынка Украины, и когда это закончится?
— есть ли некий индикатор "естественного уровня" конкуренции и структуры рынка?
— какое количество компаний осталось бы в результате либерализации и со сколькими компаниями пришлось бы иметь дело украинскому регулятору?
Это тот неполный перечень вопросов, требующих ответа, для чего оценивание конкурентного состояния страхового рынка и его динамики должно быть адекватным.
Большинство специалистов рассматривают конкурентоспособность в региональном аспекте как главный элемент конкуренции, характеризующий наличие или отсутствие определенных экономических преимуществ для развития и получения прибыли, определяемой как способность в течение длительного времени продуцировать товары и услуги, а также обеспечивать стабильный рост доходов в регионе. Первый в мире доклад на эту тему был обнародован в 1972 г. в Давосе (Швейцария), где ежегодно проходит Всемирный экономический форум. В нашей работе мы не будем касаться вопросов в таком аспекте, поэтому рассмотрим конкурентоспособность как элемент конкуренции для оценки страхового рынка.
Вопрос комплексной оценки уровня конкурентоспособности на страховом рынке Украины новый и недостаточно исследованный. Анализу и разработке отдельных аспектов этой научной проблемы посвящены труды таких ученых, как Г. Ф. Азаренков, Л. В. Нечипорук, специалистов финансового сектора Всемирного банка, в частности К. Торборна и др. Не умаляя значимости результатов исследований, можно констатировать отсутствие общепринятого подхода и соответствующих разработок для страхового рынка Украины. Для внедрения эффективной стратегии взаимодействия на рынке страховых услуг, а также с целью законодательного и макроэкономического регулирования необходимо разработать современные методы оценки конкурентоспособности страхового рынка.
К сожалению, приходится констатировать, что бессистемность действий Антимонопольного комитета Украины в области страхования, отсутствие мониторинга рынка отрицательно сказываются на деятельности страховщиков. Такая ситуация присуща не только страхованию, но и всему финансовому сектору. Например, в годовых отчетах названного органа нельзя найти ни слова "страхование", ни данных о рынках финансовых услуг в Украине.
Цель нашего исследования — обосновать теоретико-методологические принципы и разработать комплексную систему оценки конкурентоспособности страхового рынка в современных условиях для постоянного мониторинга, прогнозирования и предоставления практических рекомендаций.
Показатели конкурентоспособности страхового рынка
Изучение подходов разных авторов, обобщение опыта оценки конкурентоспособности страховых компаний в зарубежных странах и критическое переосмысление этого позволили разработать и предложить собственную методологию оценки конкурентного состояния рынка страховых услуг с целью ее применения в Украине. Конкурентоспособность страхового рынка можно исследовать с помощью системы количественных оценок и критериев, которые должны включать следующие подходы:
— анализ границ рынка страховых услуг;
— изучение плотности страховщиков на рынке;
— анализ открытости рынка страховых услуг, или соотношение экспорта и импорта;
— исследование емкости страхового рынка;
— анализ степени монополизации страхового рынка;
— анализ конкурентоспособности страхового рынка;
— оценка интегральной конкурентоспособности;
— выявление барьеров входа и выхода на страховой рынок;
— определение границ капитализации страховщиков.
Последовательно и детально рассмотрим все названные подходы, а также применим количественные оценки для изучения состояния страхового рынка Украины в современных условиях.
Еще о комерческих банках:
Анализ финансовых результатов деятельности банка
Банковская деятельность – это комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, который зависит от многих факторов. Уровень прибыльности определяется как внутренними, так и внешними факторами. Внутренние прямо зависимы от органов работы банка, а внешние от внешних факторов. Этим разделение необходи ...
Организация прохождения средств федерального бюджета до получателя
Существуют две схемы прохождения средств федерального бюджета до получателей бюджетных средств и поставщиков товаров, работ и услуг этим организациям. Лицевой счет - это счет аналитического учета, предназначенный для отражения расчетов предприятий с отдельными поставщиками. покупателями и подотчетн ...
Отечественная система безналичных расчетов на
основе пластиковых карточек «БелКарт»
Проанализируем деятельность отечественной системы межбанковских безналичных расчетов на основе пластиковых карточек «БелКарт». По состоянию на 01.07.2008 г. платежную систему «БелКарт» обслуживали 7 банков, 504 пунктов выдачи наличных, включая 261 банкомат, 1268 предприятий торговли и сервиса (осна ...