Таким образом, по мере взыскания задолженности (или получения отступного) кредитными организациями и Фондом аккумулирования и выкупа проблемных долгов будет происходить замещение финансовых активов (прав требования): одна их часть будет «превращаться» в денежные средства, а другая – в производственные активы.
г) Система рефинансирования Фонда проблемных долгов, обеспечивающая возобновляемый выкуп проблемной задолженности.
Права требования и денежные суммы, получаемые взыскателями (кредитными организациями и Фондом), могут выступать обеспечением для привлечения ими финансирования на рыночных условиях (в том числе при дополнительных гарантиях со стороны внешних обеспечителей). В течение последних лет на развитых рынках получили распространение сделки рефинансирования проблемной задолженности. Ключевой задачей при проведении таких сделок является определение справедливого коэффициента дисконтирования, правильная оценка размера возмещения и потерь, а также создание надежной структуры, привлекательной с точки зрения инвесторов. Тем самым в целях рефинансирования проблемных долгов становится возможным использовать современные техники финансирования, включая выпуск обеспеченных ценных бумаг, секьюритизацию, синдицированное и субординированное кредитование. Это позволит привлечь рыночные источники капитала для последующего выкупа проблемной задолженности.
д) Механизмы рекапитализации кредитных организаций, осуществляющих продажу проблемной задолженности со значительным дисконтом.
Эти механизмы применяются в ситуации обострения долгового кризиса и усиления давления на совокупный капитал банков, с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, бесперебойности платежной системы и национальной финансовой безопасности. В условиях финансового кризиса единственным источником средств для рекапитализации банковской системы является государственный бюджет.
Слаженное функционирование всех перечисленных элементов позволит значительно повысить эффективность расходования государственных средств, направляемых на преодоление долгового кризиса, а также заложить основу будущего экономического роста [7].
Система управления проблемной задолженностью должна строиться на следующих принципах:
- сохранение за кредитными организациями ответственности за принимаемые ими кредитные решения и качество обслуживания проданной (переданной для взыскания) кредитной задолженности;
- отказ от практики «принудительной» реструктуризации при выравнивании прав и фактических процессуальных возможностей кредиторов и заемщиков, включая крупнейшие предприятия;
- обоснованное распределение рисков между государством, банками и обслуживающими (коллекторскими) агентствами;
- привлечение специализированных коммерческих организаций для обслуживания проблемных долгов, сбора информации и анализа кредитных историй, оценки кредитных рисков и финансового положения заемщиков;
- рассрочка и отсрочка платежа при приобретении проблемной задолженности Фондом аккумулирования и выкупа проблемных долгов;
- минимизация количества вновь создаваемых структур и организаций для аккумулирования, выкупа и обслуживания проблемных долгов;
- непосредственное включение коммерческих коллекторских агентств, бюро кредитных историй, рейтинговых и информационных агентств в единую систему управления проблемной задолженностью;
- обеспечение единых стандартов деятельности коммерческих организаций, привлеченных к участию в системе;
- использование современных техник финансирования и рефинансирования проблемной задолженности, включая выпуск обеспеченных кредитной задолженностью ценных бумаг, секьюритизацию, синдицированное и субординированное кредитование, своп акций на долги и пр.;
- привлечение, по возможности, рыночных источников капитала [7].
Для предупреждения кредитной задолженности банками еще на первых этапах кредитования проводится оценка платежеспособности заемщика (при этом используется скоринговая система), устанавливаются лимиты на сумму получаемого кредита, формируются резервы на покрытие возможных убытков [6].
Еще о комерческих банках:
Формирование указаний на перечисление средств федерального бюджета
получателям
На основании проверенных и принятых к исполнению сводных реестров на распределение средств между подведомственными учреждениями и организациями, представленных в казначейство распорядителями средств, либо на основании реестров министерств (ведомств), других прямых получателей средств федерального б ...
Управление собственными и привлеченными ресурсами
Банки для осуществления своей коммерческой деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, с одной стороны, привлекают из различных источников временно свободные денежные средства, а с другой — размещают их, удовлетворя ...
Анализ финансовых результатов деятельности банка
Банковская деятельность – это комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, который зависит от многих факторов. Уровень прибыльности определяется как внутренними, так и внешними факторами. Внутренние прямо зависимы от органов работы банка, а внешние от внешних факторов. Этим разделение необходи ...