Пройденный Казахстаном этап становления пенсионной системы дает право и основание для подведения предварительных итогов, определения перспектив и дальнейших возможных путей развития казахстанской модели.
В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения стали предметом споров и обсуждений во многих странах мира, в том числе и в Казахстане. Причиной этого явления стал комплекс факторов демографического, экономического и социального характера. Некоторые из них были связаны с ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни. Другая группа факторов была связана со сдвигами на рынке труда: рост уровня безработицы, распространение неформальной и неполной занятости, и как следствие, выход части населения из обязательной системы пенсионного обеспечения. В свою очередь это привело к тому, что стала уменьшаться численность того рабочего населения, чьи взносы составляли финансовую основу, практикуемой многими странами, солидарной пенсионной системы. Увеличение численности пенсионеров и изменение конъюнктуры сферы занятости не в лучшую сторону поставили под сомнение устойчивость солидарной пенсионной системы, т. к. стало очевидным чрезмерное усиление пенсионной нагрузки на работающее население. С некоторыми из этих трудностей столкнулся и Казахстан, которому на тот период еще только предстояло впервые на пространстве стран СНГ создать свою накопительную пенсионную систему.
Старт современной казахстанской пенсионной системе был дан в 1997 году, когда Правительством РК была одобрена Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения. За основу пенсионной реформы была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении пенсионного возраста они возвращаются вкладчику. Однако стоит отметить, что было бы не совсем верным считать отечественную накопительную пенсионную систему точной копией чилийской системы: казахстанская модель восприняла и адаптировала под свои особенности опыт и других стран, и уже потому она уникальна.
Казахстан первым среди стран СНГ начал реформировать старую солидарную систему пенсионного обеспечения граждан с переходом на накопительную систему. Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», принятый 20 июня 1997 года положил начало строительству в стране накопительной пенсионной системы.
Казахстанский опыт реформирования пенсионного обеспечения уже признан на мировом уровне, как один из успешных. Суть реформы заключается в постепенном отказе от солидарной схемы в пользу накопительной. Переход к накопительной пенсионной системе осуществляется планомерно и ожидается, что он будет окончательно завершен в период до 2038—2040 гг.
В настоящее время в нашем государстве пенсионная система представлена несколькими уровнями или, как их называют иначе, пилларами:
первый пиллар — солидарная система;
второй пиллар — обязательная накопительная система;
третий пиллар — накопительная система, основанная на добровольных пенсионных взносах.
Функционирующая многоуровневая модель пенсионного обеспечения рассчитана на все население Казахстана. Сегментация населения по категориям, определяющим источник пенсионных выплат (государственный бюджет и/или пенсионные накопления), была основана на возрастных особенностях казахстанцев, вовлеченных в пенсионную систему.
Так, интересы поколения, чья трудовая деятельность началась еще до введения накопительной пенсионной системы, учитывает солидарная система, функционирующая параллельно с накопительной и предполагающая осуществление пенсионных выплат за счет социальных налогов и других поступлений в республиканский бюджет (первый пиллар).
Отчисление обязательных пенсионных взносов в период трудовой деятельности отвечает условиям второго пиллара пенсионной системы и уже обязывает молодое поколение нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления.
Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности (третий пиллар).
Еще о комерческих банках:
Исторические аспекты развития фондового рынка и структура депозитарной
системы в Республике Беларусь
Специфические условия экономического и социального развития Республики Беларусь после распада Советского Союза потребовали особого подхода к созданию рынка ценных бумаг как элемента социально направленной рыночной экономики. Национальные интересы воплотились в специфике нормативно-правовой и законо ...
Сущность, роль и значение аудита операций банка с
пластиковыми карточками
Слово «аудит» происходит от латинского audio – он слышит, слышащий. Этим подчеркиваются особая доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Аудиторские ус ...
Нормативы банковской деятельности в Узбекистане
Мировая банковская практика предусматривает регулирование деятельности коммерческих банков со стороны одного эмиссионного банка, который осуществляет строгий контроль за выполнением экономических нормативов и применяет санкции против нарушителей. В целях обеспечения устойчивости банков и защиты инт ...