В бывшем СССР и соответственно в Казахстане существовала одноуровневая банковская система, которая состояла из Государственного банка, Банка внешней торговли и Строительного банка.
Государственный банк был главным банком страны и центром методологического руководства деятельностью денежно-кредитной политики. Государственный банк контролировал организацию и осуществление безналичных расчетов, определял принципы процентной политики, кредитного планирования и условия краткосрочного и долгосрочного кредитования. Банк внешней торговли обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным операциям. Строительный банк исполнял решения Государственного банка по кредитной политике, финансированию капитальных вложений в народное хозяйство.
После обретения Республикой Казахстан суверенитета в начале 90-х годов, возникла необходимость реформирования банковской системы, что во многом было обусловлено переходом на рыночные отношения. В этой связи, в 1990 году был принят новый Закон “О банках и банковской деятельности в Казахской ССР”, который заложил законодательные основы для реформирования банковской системы Казахстана. Данным законом было впервые дано определение коммерческого банка и разрешено создание иных кредитных учреждений (кредитные кооперативы, пенсионные, инвестиционные фонды, ломбарды), открытие частных банков, а также банков с участием иностранного капитала. Законом устанавливались основные задачи и функции Государственного банка Казахской ССР, в том числе в сфере денежно–кредитного регулирования, определены перечни операций, осуществляемых Госбанком и коммерческими банками, порядок открытия и прекращения деятельности коммерческих банков, принципы и методы регулирования деятельности коммерческих банков Госбанком страны[3, 8].
Двухуровневая банковская система нашей страны была сформирована в 1991 году с реорганизацией государственных отраслевых банков и наделением республиканских отделений Госбанка СССР функциями центральных банков суверенных государств, а также созданием первых коммерческих банков. Первый уровень новой банковской системы представлен Национальным Банком и его подразделениями в областях. Второй уровень банковской системы представлен банками, созданными как на основе ранее существовавших специализированных банков, входивших в систему специализированных банков в рамках бывшего СССР, а именно Промстройбанк (Туранбанк), Казвнешэкономбанк (Алембанк), Жилсоцбанк (Кредсоцбанк), Казсбербанк, Агропромбанк, так и вновь организованных по инициативе физических и юридических лиц[8, стр. 13].
Начало 90-х годов характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200, впоследствии, многие из которых оказались финансово несостоятельными.
Начальный этап реформирования банковской системы выявил ряд недостатков в банковском законодательстве, мешающих нормальному функционированию банковской системы в рыночных условиях, и определило настоятельную необходимость его совершенствования. В частности, в старом законодательстве не был определен статус Национального Банка как банка суверенного государства.
13 апреля 1993 года был принят новый Закон Республики Казахстан "О Национальном Банке Республики Казахстан", который определил задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального Банка Казахстана, его роль и место в банковской системе, взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан[8, стр. 14].
Таким образом, уже к моменту введения тенге в ноябре 1993 года банковская система Казахстан претерпела существенную реформу: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные банки, а Национальный Банк был наделен рядом функций центрального банка. Это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте и проведению Казахстаном денежно-кредитной политики.
Еще о комерческих банках:
Нормативно-правовое регулирование ипотечного жилищного кредитования в
Российской Федерации
Деятельность кредитных организаций на российском ипотечном рынке регламентируется действующими законодательными актами, регулирующими систему ипотеки. Формирование законодательной базы ипотечного кредитования в России началось с середины 90-х гг. прошлого столетия. Права гражданина на жилье и на ох ...
Субъекты и объекты лизинга
Одним из существенных условий при совершении лизинговой сделки является определение предмета (объекта) лизинга. Согласно российскому законодательству объектами лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, т ...
Стороны договора страхования
Страховщиком признается лицо, обладающее следующими отличительными признаками: (а) это должно быть юридическое лицо. Граждане, в том числе и зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности, не могут быть страховщиками на территории РФ (в отличие, например, от Англии); (6) это должно ...