Деятельность банковских учреждений многообразна. В современном обществе банки оказывают различные виды услуг. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляются финансирование народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения консультируют, участвуют в обсуждении законодательных и народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Создаются впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.
В настоящее время особую актуальность в условиях рыночных отношений приобретают вопросы и перспективы банковского обслуживания населения, их практическая реализация.
Развитие финансовых рынков - денежного и фондового - невозможно без совершенствования двух взаимосвязанных процессов: аккумуляции сбережений и инвестирования средств. Денежные сбережения населения - это разность между доходами и расходами, хранимая в банках или на руках; инвестиции - вложения средств на долгие сроки с целью получения дополнительного дохода.
Как известно, в Казахстане долгие годы банк воспринимался как аппарат управления, как орган надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, как контора, служащие которой должны своевременно информировать о негативных явлениях в экономике предприятий и организаций. Банк как орган управления в этом случае является элементом надстройки, частью государственного аппарата. По существу, банк таковым и был, его назначение в обществе было адекватно сложившейся общей системе распределительных отношений периода централизованного управления экономикой.
Специалистам известно, что рынок банковских услуг для юридических лиц поделен между банками, и в настоящее время между ними происходит конкуренция за привлечение частных вкладчиков. Конкуренция представляет собой соперничество рыночных субъектов (продавцов и покупателей), в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке средств производства, предметов потребления, рынке труда, рынке недвижимости, фондовом рынке, в нашем случае - на рынке банковских операций и услуг.
Таким образом, в настоящее время на рынке банковских услуг развернулась настоящая конкурентная борьба по привлечению и использованию кредитных ресурсов, так как именно кредитные операции приносят наибольший доход банкам.
В конкурентной борьбе банки прибегают к различным формам и методам привлечения средств во вклады. Так, развиваются услуги по предоставлению кредитов на короткие сроки - "короткие деньги" (срочные вклады на срок до 30 дней).
Некоторые банки предоставляют вкладчику возможность снимать проценты по вкладу ежеквартально, ежемесячно и даже ежедневно; принимают вклады со сложными процентами, с начислением процентов с учетом инфляции.
К банковским услугам относится обеспечение хранения денежных сбережений населения. За рубежом к основным источникам средств банка относятся привлеченные средства в форме различных депозитов (вкладов), контокоррентных и корреспондентских счетов.
По-разному решается сейчас проблема инвестирования. Так, в Италии и Японии наблюдаются высокие темпы образования сбережений. Однако итальянские инвесторы предпочитают осуществлять инвестиции внутри страны, в то время как японцы чаще инвестируют средства за рубеж. США в отличие от других стран представляют собой рынок, на котором аккумулируются внутренние финансовые ресурсы в виде сбережений и осуществляется их инвестирование как внутри страны, так и за рубеж. Изучение зарубежного опыта в условиях нестабильности нашей экономики может способствовать решению ряда проблем, возникших в банковском деле, а именно в сфере привлечения вкладов населения. Поэтому тема дипломной работы: «Проблемы и развитие банковского обслуживания физических лиц в регионе» выглядит очень актуально на сегодняшний день, в тот момент, когда стране так нужны инвестиции для развития экономики. В связи с этим тема дипломной работы: «Банковских услуги и пути их расширения» является актуальной.
Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Деньги являются воспроизводственной категорией; наличные деньги, выпущенные банком как единственным монополистом в общей массе субъектов воспроизводства, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления. Помимо данного продукта банки предоставляют также различного рода услуги преимущественно денежного характера.
Основным продуктом банка в сфере услуг (в отличие от промышленного предприятия) является не производство вещей, предметов потребления, а предоставление кредита. Особенность банковского кредита состоит в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал. Это означает, что предоставленные взаймы денежные средства не просто должны совершать круговращение в хозяйстве заемщика, но и возвратиться к своей исходной юридической точке с приращением в виде ссудного процента как части вновь созданной стоимости.
Научной новизной дипломной работы является то, что нам предстоит обобщить теоретические аспекты и практический опыт по представлению населению банковских операций на примере Банка Центр Кредит. В научной литературе уже были публикации, касающиеся банковских операций, однако они касались лишь одной из сторон практической работы с населением, либо формированию кредитных ресурсов, либо предоставление их. Таким образом, нами будет произведена попытка, обобщить опыт работы коммерческого банка с населением впервые.
Основной целью дипломной работы является анализ состояния рынка банковских операций и нахождения путей его расширения.
Исходя из основной цели исследования, были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты рынка банковских услуг в Казахстане:
- Определить роль коммерческих банков в рыночной экономике;
- Рассмотреть виды банковских услуг и их значение.
2. Провести анализ банковского обслуживания клиентов коммерческими банками Республики Казахстан:
- Проанализировать процесс становления и развития банковской системы РК;
- Рассмотреть современное состояние рынка банковских услуг в Казахстане;
- Провести анализ банковских услуг на примере Банка Центр Кредит;
3. Определить направления расширения банковских услуг.
Объектом исследования является рынок банковских услуг Республики Казахстан и как отдельный субъект этого рынка – АО «Банк Центр Кредит».
Еще о комерческих банках:
Компенсационный аккредитив
Унифицированные правила не содержат каких-либо специальных правил для компенсационных аккредитивов (back-to-back credit), поскольку здесь речь идет о самостоятельных аккредитивах, которые образуют единство в экономическом, а не в правовом отношении. Когда бенефициар аккредитива, не являющийся факти ...
Обработка реестров на перечисление бюджетных средств предприятиям,
учреждениям и организациям субъекта Российской Федерации
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется органом казначейства в соответствии с реестрами ГУФК, УФК регионов и сводными реестрами распорядителей средств в установленном порядке. Передача файлов, содержащих указания (реестры) на перечисление средств федерального бюджета министерств ...
Факторы, определяющие величину обменного курса рубля
Факторы, влияющие на валютный курс рубля, подразделяются на структурные факторы, действующие в долгосрочном периоде, и конъюнктурные факторы, вызывающие краткосрочное колебание валютного курса рубля. К структурным факторам относятся: Состояние платежного баланса страны; Темпы инфляции; Разница % - ...