Процессинг – деятельность по сбору и обработки информации, поступающей от организаций торговли (сервиса), банкоматов, платежно-справочных терминалов самообслуживания, пунктов выдачи наличных денежных средств либо из иных источников, в зависимости от используемых участниками платежной системы технологий при осуществлении операций с карточками, а также передаче обработанной информации для проведения безналичных расчетов. [ ]
Сама идея использования карт как платежного средства, была выдвинута Джеймсом Беллами в его книге «Глядя назад», в 1880 году. Первые карты не были платежным средством, это скорее были клубные карточки, имеющие ограниченное применение. Первые кредитные карточки были сделаны из картона, а материал более подходящий для функционирования карт, появился в 60-е годы в США, их стали делать из пластика. Использование пластиковых карт приобрело международный характер, пластиковые карты с магнитной полосой (магнитные пластиковые карты) пока занимает ведущие позиции в мире в силу своей традиционности. Наиболее известны карты таких международных платежных систем, как AmericanExpress, VISA, MasterCard, Europay, DinersClub. Данные финансовые ассоциации предоставляют за рубежом своим клиентам огромный спектр услуг в любой сфере обслуживания.
Первый российский банк, который в 1991 году, стал выпускать карту платежной ассоциации VISA, - это «Кредо-банк». Пластиковые карты с магнитной полосой начали применяться в 1969 году.[ ]
Для того, чтобы не путаться в типах пластиковых карт, рассмотрим их классификационные признаки в таблице 1.3
Таблица 1.3 Основные классификационные признаки пластиковых карточек
Классификационные признаки |
Пластиковые карточки |
1. Материал изготовления |
а) бумажные б) пластиковые в)металлические |
2.Назначение |
а) кредитные б)дебетовые в) дисконтные |
3.Характер использования |
а) индивидуальные б)семейные в) корпоративные г) чековые гарантийные е) карточки туризма и развлечений |
Время использования |
а) ограниченные (с пролонгацией, без пролонгации) б) неограниченные |
5 Принадлежность к учреждению эмитента |
а) банковские б) коммерческие в) карты международных платежных систем |
Опираясь на классификационные признаки пластиковых карточек, рассмотрим основные виды пластиковых карточек в таблице 1.4
Таблица 1.4 Основные виды пластиковых карточек
Вид пластиковой карточки |
Характеристика |
Индивидуальная (личная) |
карточка, с использованием которой операции производятся как правило, на основании заключенного между банком-эмитентом и физическим лицом договора карт-счета (кредитного договора). К личной карточке могут быть дополнительно выданы карточки членам семьи владельца счета (так называемые семейные карточки). Операции по личным пластиковым карточкам между организацией и работающими в ней физическими лицами можно разделить на расчеты по заработной плате и расчеты по суммам, связанным с командировочными расходами, а также потраченным работниками в интересах этой организации. (глав.бух.2009 №47) |
Корпоративная |
карточка, используемая юридическими или физическими лицами. Такие карточки выдаются работникам юридического лица для оплаты расходов, связанных с его хозяйственной деятельностью и со служебными командировками. |
Дисконтные карты |
(от англ. discount - скидка) предоставляют определенные скидки и наиболее популярны как способ поощрения постоянных клиентов и привлечения новых. Дисконтная карта - это особый знак внимания, уважения к своему клиенту. Она позволяет получать ему скидки, льготы, привилегированное обслуживание. В свою очередь предприятие расширяя круг постоянных клиентов, повышает свой престиж, увеличивает объемы продаж и, соответственно, прибыль. Практически любое предприятие, бары, рестораны, дискотеки, спортивные клубы, магазины, предприятия сферы бытового обслуживания, туристические агентства, медицинские и оздоровительные учреждения, гостиницы, рекламные агентства могут самостоятельно выпустить свои дисконтные карты. |
Клубные карты |
распространенный вид пластиковых карт для идентификации привилегированных клиентов и являются своего рода пропуском в определенное заведение. Широко используются в ночных клубах и ресторанах, барах и дискотеках, спортивных залах и т.д. В то же самое время клубная карта может одновременно являться и дисконтной. |
Чиповые и смарт-карты |
Среди банковских и расчётных карт особо следует выделить так называемые "чиповые карты". В случае использования чипа с микропроцессорными функциями такие карточки называют "микропроцессорными" или "смарт-картами". Данный вид карточек используется в качестве "электронных кошельков", а также в системах с предоплаченными услугами или товарами (таксофоны), где нет необходимости или возможности организовывать доступ к банковскому счёту клиента в режиме online. |
Кредитная карточка |
С использованием которой держателям осуществляются операции в приделах суммы кредита, предоставляемого банком-эмитентом в соответствии с условиями кредитного договора и требованиями законодательства.(глав.бух.2009 №47) |
Дебетовая карточка |
клиенту необходимо обеспечить наличие денежных средств на счете, размер которых определяет лимит средств, доступных при осуществлении расчетов. При совершении операции с использованием карточки уменьшается и сумма средств на счете. Если все средства на счете расходовались, то для возобновления осуществления операций клиенту необходимо вновь обеспечить пополнение своего счета. В некоторых случаях допускается превышение лимита средств, доступных для осуществления операций, на определенную сумму, которая должна быть погашена в определенный срок (так называемые дебетно-кредитные карточки, или карточки с возможностью овердрафта). |
Банковские карты |
используются в локальных платежных банковских системах для осуществления безналичных платежей. Наиболее известные: VISA, MasterCard, AmericanExpress, Europay. Как это не покажется странным, подавляющее большинство банковских карточек является идентификатором, а не кошельком. Эти карточки имеют магнитную полосу, на которую записывается информация о счёте клиента. Карточка может содержать всего 19 цифр. Первая из них - это сфера деятельности эмитента, а шесть первых цифр - номер эмитента, которые указывают на сферу его деятельности и, присвоенный ему номер. Поэтому, по первому номеру на карте возможно легко понять, какова сфера деятельности эмитента: 1-2 - авиалинии, 3 - путешествия и развлечения, 4-5 - банковское дело/финансы, 6 - торговля и банковское дело. |
Еще о комерческих банках:
Рекомендации по повышению ликвидности и платежеспособности банка
В качестве итогов всего вышеизложенного в данной дипломной работе я хочу представить рекомендации, способствующие повышению ликвидности и платежеспособности банка, который оказался на пределе своей ликвидности, а это возможно из-за ошибок в его политике, недооценки рынка, недостатков в аналитическо ...
Основные факторы и пути повышения конкурентоспособности страховых компаний
в РФ
ООО Страховая компания «ЮжУрал-АСКО» работает на российском страховом рынке с 1990 года. Компания является универсальным страховщиком, предоставляющим страховые услуги как юридическим, так и физическим лицам по таким видам как: страхование имущества, страхование ответственности, личное страхование, ...
Виды и типы плавающих валютных курсов
Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны выраженная в денежной единице другой страны. Валютные курсы могут иметь разные режимы: плавающий и фиксированные. Фиксированные валютные курсы предполагают осуществление обмена одной валюты на другую на основе золотого паритета. Золотой паритет ...