Кредитный рынок в России стремительно развивался в последние три года, и один из ключевых факторов, способствующих данному развитию – становление рынка консультационных услуг в сфере кредитования – кредитного брокериджа. По данным компании «BusinessVision», на данный момент наибольшее распространение кредитно-брокерские услуги получили в сегменте ипотеки (около 60% рынка), что объясняется появлением первых кредитных консультантов именно среди риэлторов и агентств недвижимости.
Ипотечный брокер – это профессионал, который занимается только рынком ипотечного кредитования и не совмещает свою деятельность с поиском недвижимости. Ипотечный брокер сотрудничает с банками, предоставляющими конкурентоспособные ипотечные кредиты, и подбирает для каждого клиента наиболее выгодную программу кредитования.
Кроме того, ипотека оказывается самым сложным кредитным продуктом – далеко не каждый клиент может и хочет разбираться во всех нюансах. По данным Ассоциации российских банков, в 2006 году с участием независимых брокеров заключалось 25% ипотечных сделок, около 10% сделок по автокредитованию и около 2% – по получению потребительского кредита.
По оценкам брокеров, еще в 2005 году услуги по подбору ипотечных кредитов и ипотечные консультации занимали до 70% в общем объеме предоставляемых клиентам брокерских услуг, а в 2006 году доля этих услуг сократилась до 55–60%, и примерно на 10–15% увеличился объем консультационных и брокерских услуг, предоставляемых в рамках подбора программ потребительского кредитования и автокредитования. В конце 2006 года на 1 млн человек в России приходится чуть более двух фирм, работающих на рынке ипотечного брокериджа. Основной объем рынка приходится на Москву и Московскую область, крупнейшие игроки представлены также в этом регионе – это компании «Фосборн Хоум», «Мой Дом», «Кредитный и Финансовый Консультант», «Национальная Ипотечная Компания», «Мой дом» и др.
В работе с кредитными брокерами все большую заинтересованность проявляют финансовые организации. Коммерческим банкам выгодно развитие партнерских отношений с квалифицированными брокерами, выполняющими работу по привлечению заведомо качественных клиентов и проведению предварительного андеррайтинга. Кредитные брокеры, работающие в сегменте ипотеки, уже начинают получать поддержку и от государства в лице Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Так, компания «Мой дом» первой заключила соглашение о сотрудничестве с агентством и получила официальный статус экспертной организации в области ипотечного кредитования, позволяющий осуществлять экспертную оценку выкупаемых АИЖК требований по ипотечным кредитам. В целом, эксперты рынка отмечают, что развитие кредитного брокериджа связано со следующими тенденциями:
– по-прежнему неудовлетворенным спросом в сфере подготовки ипотечных сделок;
– формированием финансовой модели функционирования кредитного брокера;
– снятием нагрузки с потенциальных клиентов за работу брокерских компаний;
– разработкой полноценных систем оценки заемщиков;
– очищением рынка кредитного брокериджа от так называемых «черных брокеров»;
– сближением банков и их основных посредников в сфере розничного бизнеса.
Состоявшийся в 2008 г. Второй Всероссийский конгресс ипотечных брокеров стал поводом обсудить не столько судьбу брокерского сообщества, сколько будущее российской ипотеки и жилищного рынка. На фоне глобального кризиса той сферы, которая служит основой брокерской деятельности, их собственные проблемы выглядели не слишком актуальными. Тем не менее, сам факт успешного проведения брокерского конгресса в столь сложный период говорит о достаточно высокой степени становления и самоорганизации этого бизнеса.
Еще о комерческих банках:
Правовые основы страхования в России
В настоящее время в Российской Федерации наряду с государственным страхованием возникло и развивается страхование, производимое частными компаниями различной организационно-правовой формы (акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью и др.). По данным Госкомстата России, боле ...
Эмиссионные операции
Банк при проведении эмиссионных операций на рынке ценных бумаг, учитывая их разнообразие, разрабатывает определенную эмиссионную политику. Основные направления эмиссионной политики банка: - определение целей эмиссионной деятельности; - выбор эмиссионных инструментов, то есть ценных бумаг, которые в ...
Интернет-банкинг за рубежом
Первые проекты, связанные с управлением банковскими счетами через персональные компьютеры, западными банками были реализованы еще в 80‑х. Вкладчикам предоставили возможность проверять свои счета, связываясь с компьютером банка по телефону (услуга получила название Home banking). Распространен ...