Факторинг можно разделить по видам.
1) Факторинг с правом регресса — наиболее востребованный в России вид факторинга, в рамках которого поставщик, отгрузив товар и предоставив в банк отгрузочные документы, незамедлительно получает финансирование в размере до 90 % от суммы поставки. Оставшуюся сумму за вычетом комиссионного вознаграждения банк перечисляет на счет поставщика после того, как дебитор расплатится за товар.
Популярность факторинга с правом регресса у российских компаний объясняется относительно низкой стоимостью в сравнении с другими видами факторинга, поскольку риск полной или частичной неоплаты поставок дебитором поставщик принимает на себя.
2) Факторинг без регресса к поставщику — финансовая услуга, в рамках которой фактор-банк предоставляет поставщику финансирование в размере до 100 % от суммы уступленного денежного требования и принимает на себя риск неисполнения или ненадлежащего исполнения дебитором своих обязательств по оплате товара.
Факторинг без регресса очень привлекателен для поставщиков товаров, работ и услуг, но поскольку в этом случае банк принимает на себя риски в значительно большем объеме, это не может не отразиться на стоимости услуги. Поэтому, заинтересовавшись факторингом без регресса, клиент должен понимать, что стоимость этой услуги в сравнении с регрессным факторингом будет выше.
3) Экспортный факторинг — это комплекс финансовых услуг, которые фактор-банк оказывает клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности по экспорту. Экспортный факторинг позволяет поставщикам совершать расчеты на условиях отсрочки платежа без существенного отвлечения оборотных средств. Получая финансирование от банка, продавец может предоставлять своим клиентам отсрочку до 120 календарных дней, а ведь именно отсрочка платежа, как правило, является преобладающим условием оплаты при расчетах на товарных рынках экономически развитых стран.
4) Импортный факторинг — вид факторинга, когда покупатель и фактор являются резидентами одной страны, а продавец находится в другой. Банк по запросу экспорт-фактора предоставляет гарантию возврата валютной выручки от российских покупателей и тем самым дает возможность импортерам получить товарный кредит (отсрочку платежа). Импортный факторинг позволяет зарубежным экспортерам обрести уверенность в отношениях с российскими партнерами, а российским компаниям улучшить условия приобретения импортных товаров за счет получения отсрочки платежа.
Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, до заключения договора с клиентом факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента с тем, чтобы убедиться в его конечной платежеспособности, проанализировать показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции, конъюнктуру рынков сбыта, круг покупателей продукции, будущего клиента и их платежеспособность и т. д.
Для этого фактор-фирма использует информацию в печати, данные своих агентов, материалы изучения платежей и кредитоспособности банковских клиентов, их бухгалтерскую отчетность и другую информацию. Указанный анализ должен быть выполнен в течение двух недель. В случае положительного решения вопроса в заключенном договоре между клиентом и факторинговой компанией обычно предусматривается предельная сумма, на которую может быть выдан факторинговый кредит или приняты документы на инкассо. Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой фирме имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями. Договор на факторинговое обслуживание заключается, как правило, на срок не менее одного года.
В настоящее время факторинговых компаний насчитывается около 100, что объясняется, в первую очередь, усилившейся конкуренцией в банковском бизнесе. Однако в условиях финансового кризиса данная тенденция роста количества факторинговых компаний значительно снизилась по сравнению с 2007 г.
Несмотря на то, что количество участников — банков на рынке факторинга снижается, лидирующие позиции по-прежнему занимают крупные банки, выделяющие факторинговые подразделения в самостоятельные факторинговые компании. Характеристики некоторых банков на рынке факторинговых услуг приведены в Таблице 2.
С точки зрения фирмы, цели договора факторинга и кредита совпадают — пополнить оборотные средства. Но у факторинга по сравнению с кредитом есть ряд достоинств. Например, фирме нет необходимости предоставлять банку обеспечение и оформлять множество бумаг. Кроме того, не надо изымать из оборота денежные средства для погашения кредита. Как правило, факторинговые услуги носят систематический характер, а в повторном получении кредита могут отказать. Размер финансирования при факторинге не ограничен. Чем больше объем реализации компании-клиента, тем выше сумма финансирования. Большинство кредитов выдаются на срок до года, факторинг же является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.
Еще о комерческих банках:
Облигации как объект инвестиций. Стоимостные
характеристики облигаций
Облигация - это приносящее процентный доход долговое обязательство, ценная бумага, свидетельствующая о предоставлении займа ее держателем Облигация имеет следующие ценовые характеристики: номинал (или номинальную цену), эмиссионную цену, цену погашения, курсовую цену. К стоимостным характеристикам ...
Современное состояние системы
краткосрочного кредитования России
Особых проблем с формированием кредитных ресурсов у российских банков в настоящее не существует. Внушительные остатки средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, которые сохраняются в последние пять лет, позволяют сделать вывод об избыточном денежном предложении в стране, о том, что су ...
Негоциируемый аккредитив
Негоциируемый аккредитив называют также аккредитивом с негоциацией тратт. Под негоциацией понимается купля-продажа векселей и других ценных бумаг, имеющих спрос на рынке. Негоциируемый аккредитив отличается от платежного .и акцептного аккредитивов тем, что тратты выставляются на покупателя или банк ...