«Все статьи казенных доходов, в каком бы отдельном управлении они ни состояли и из каких бы источников ни поступали, считать принадлежащими казначейству точно так же. как бы действительно в казначействе они находились. Никакая выдача, никакое сверхштатное назначение из них не должно быть произведено иначе, как с предварительным согласием министра финансов, и по тем же самым правилам, по коим чиниться имеют все расходы казначейства».
В 1821 г. Александром 1 в составе Министерства финансов был учрежден департамент Государственного казначейства, который просуществовал до 1 ноября 1918 г., когда и был упразднен по декрету СНК РСФСР и слит с Народным банком РСФСР. Таким образом были совмещены функции казначейства и центрального эмиссионного органа в целях проведения политики тотального планового руководства экономикой.
Развитие рыночных процессов в современной российской экономике сопровождалось разрушением централизованной государственной банковской системы и образованием большого количества разрозненных коммерческих банков. В этот период Банк России, сосредоточив усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджетов всех уровней. Вследствие этого был ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерчески» банки на местах не только устранились от контроля за использованием бюджетных средств, но и были заинтересованы в отсутствии такого контроля.
В сфере расходов бюджетов всех уровней действующая система допускала оперативное фиксирование денежных средств лишь на стадии перечисления со счетов финансовых органов на счета главных распорядителей бюджетных средств и не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, не могла эффективно контролировать данные операции.
Утрата государственного контроля за поступлением и расходованием средств бюджетов различных уровней, отсутствие детального учета этих средств привели к ослаблению бюджетной .дисциплины.
Бюджетная дисциплина - обязательный для всех предприятий, учреждений и организаций, а также должностных и физических лиц строгий порядок своевременного и полного внесения всех платежей в бюджет и целесообразного расходования бюджетных средств в точном соответствии с их назначением.
Кроме того, в условиях острой недостаточности бюджетных средств подобная организация исполнения бюджетов всех уровней не позволяла маневрировать финансовыми ресурсами для наиболее рационального их использования.
Действовавший механизм использования государственных финансовых ресурсов, характерный для бюджетов всех уровней, в переходный период имел следующие недостатки:
• был слабо адаптирован к современным экономическим условиям;
• был не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств;
• имел многоступенчатую структуру;
• характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью;
• не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными, финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создавал возможность их нецелевого использования.
Еще о комерческих банках:
Технико-экономическое обоснование проекта
реинжиниринга бизнес-процесса взимания кредитной задолженности
Разработка и внедрение любого проекта практически всегда связаны со значительными затратами ресурсов (финансовых, материальных, трудовых). Поэтому до начала разработки проекта реинжиниринга следует провести соответствующее технико-экономическое обоснование, которое связано с оценкой как технических ...
Учет и анализ собственных средств на примере АКБ
Менатеп
АКБ Менатеп является одним из крупнейших банков страны и по ряду экономических показателей занимает ведущие позиции в кредитной системе. По организационной структуре АКБ Менатеп является акционерным коммерческим банком. Он учрежден Центральным Банком России как акционерное общество открытого типа и ...
Интегрированная оценка конкурентоспособности
Качество конкуренции на рынке характеризуется деятельностью страховщиков в направлении повышения их прозрачности для потребителей, партнеров и общества в целом. Это проявляется в проведении на добровольных началах международного аудита, получении рейтингов (национальных и международных), публикации ...