Соответствие внутренних нормативных документов филиалов и СМБО, а также реальной банковской практики требованиям Банка России;
Наличие в положениях о подразделениях функций по ПОД/ФТ и должностных инструкциях сотрудников функций по ПОД/ФТ. Целесообразность такой рутинной проверки обусловлена стремлением минимизировать риски некомпетентности, нерадивости и нечестности исполнителей;
Своевременность представления и достоверность информации филиала и структурного подразделения Банка, включаемой в квартальную и годовую отчетность по ПОД/ФТ. Своевременность ответов на запросы СМБО и Банка России;
Выполнение подразделениями филиала требований по получению и использованию шифровальных ключей для передачи информации в СМБО и Росфинмониторинг.
Как показывает практика, наиболее распространенными ошибками по данному направлению является невыполнение требований Положений Банка России № 321-П, в том числе:
Отсутствие приказа о назначении исполняющего обязанности ответственного сотрудника банка в период его отпуска;
Отсутствие документа, регламентирующего порядок хранения и использования носителей ключей аутентификации;
Несоответствие порядка хранения секретных ключей внутренним нормативным документам Банка;
Отсутствие списка лиц, имеющих доступ к носителям секретных ключей и ключей шифрования, с указанием конкретной информации по каждому лицу;
Предоставление доступа к ключам КА и шифрования сотрудникам банка, не включенным в утвержденные Правлением Банка списки лиц, имеющим право пользования ключами.
2. Реализация сотрудниками Банка принципа «Знай своего клиента». При проведении мониторинга данного направления следует обратить внимание, прежде всего на следующие факторы:
Идентификация клиентов работниками филиала, в том числе и при осуществлении клиентами операций с наличной валютой и чеками.
Меры, предпринятые работниками филиала для своевременного установления и идентификации выгодоприобретателей, информирования СМБО о невозможности ее осуществления.
Порядок ведения и своевременность пересмотра анкет клиентов;
Полнота фиксирования сведений негативного характера, получаемых в ходе изучения клиента, в том числе о случаях отказа от совершения операций.
Полнота и достоверность отражения в платежной документации клиентов их паспортных и иных данных в соответствии с требованиями Закона № 275-ФЗ. .
Проведение проверок в более, чем 30 филиалах банков группы ВТБ показало, что центрами сосредоточения риска в рассматриваемом направлении являются:
Не проведение идентификации выгодоприобретателей;
Неполное или неверное заполнение анкет;
Неустановление высокого риска клиентам при имеющихся на это основаниях;
Отражение не всех оснований, в соответствии с которыми был установлен высокий уровень риска;
Невнесение в анкеты клиентов изменений при наличии в филиале сведений об изменении идентификационных данных;
Нахождение в юридических делах клиентов, документов удостоверяющих личность, не заверенных должным образом;
Отсутствие в юридических делах клиентов документов, подтверждающих проведение проверки наличия органов управления юридического лица по заявленному клиентом адресу, что свидетельствует о формальном характере проведения проверки.
Следует согласиться с мнением директора департамента финансового мониторинга Банка России - Е.И.Ищенко, подчеркнувшей, что действующее законодательство создает правовой риск банковским учреждениям. Так клиенты не обязаны предоставлять документацию, характеризующую их сферу деятельности, объемы и характер совершаемых операций, контрагентов и партнеров[1]. При этом клиент может подать в суд на кредитную организацию, обвиняя ее в превышении полномочий при запросе документов, перечень которых не определен законом. Соответственно возникает необходимость внесения поправок в закон № 115-ФЗ, с целью регулирования прав, обязанностей и системы взаимодействия клиентов и банков.
3. Полнота и своевременность выявления операций, подлежащих обязательному контролю (ООК):
Порядок организации работы в филиале по выявлению ООК;
Достаточность функциональных возможностей программного обеспечения используемого в банке для предоставления сотрудникам филиалов и подразделений возможности своевременно выявлять ООК;
Наличие у каждого сотрудника филиала или структурного подразделения на рабочем столе ПК «черного списка» клиентов;
Своевременность выявления ООК, включая операции с кодом 7001 и направления информации о них в СМБО;
Выявление фактов позднего направления в СМБО сообщений об ООК;
Полнота и достоверность информации включенной в ОЭС об ООК;
Наличие в филиале предусмотренных нормативными документами журналов по выявлению ООК и порядок их заполнения;
Выявление причин несвоевременного направления СЭД об ООК в СМБО.
К наиболее часто встречающимся ошибкам по данному направлению относятся:
Еще о комерческих банках:
Разработка проекта реинжиниринга бизнес-процесса
взыскания кредитной задолженности
Процесс взимания кредитной задолженности является главным этапом всего процесса кредитования. Исходя из анализа данного процесса (см. п. 2.3.2), с целью устранения недостатков, улучшения качества работы банка и гарантированности получения прибыли можно предложить проект реинжиниринга данного бизнес ...
Состояние экономики России в 2007 году
Первые месяцы года оказались исключительно удачными для российской экономики. Согласно данным Росстата, индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, достаточно точно аппроксимирующий динамику ВВП, за январь—февраль 2007 года вырос на 8,8% (год назад аналогичный показа ...
Конкурентоспособность
Перейдем к анализу степени конкурентоспособности страхового рынка. Отметим, что коэффициент концентрации имеет существенный недостаток — он характеризует не всех страховщиков на рынке, а только первых самых крупных. Поэтому за последние годы в мире (например, с 1992 г. в США) и в Украине начали исп ...