Именно в этих случаях возникает опасность неконтролируемого вывода капитала за пределы РФ. Практика показывает, что в период финансового кризиса объем внешне-торговых операций, связанных с неконтролируемым вывозом капитала за границы РФ, может возрасти.
При этом необходимо уделять внимание не только клиентам, осуществляющим внешнеэкономические операции с представителями вышеуказанных стран. Так, по мнению главы МВД России – Рашида Нургалиева трансграничные организованные преступные группировки могут использовать даже возможные прорехи в Таможенном союзе: Белоруссии, Казахстана и России[2].
Как показывает практика, к наиболее распространенным ошибкам относятся:
Выявление проверяющими операций, информация о которых не направлялась в СМБО;
Описание критериев на основании которых банк квалифицировал операции в качестве подозрительных в поле «Descr» не соответствовало коду признака, указанному в другом поле ОЭС;
Наличие на обслуживании в филиале клиентов – физических лиц, осуществляющих операции в крупных объемах, информация о которых направляется в Росфинмониторинг, свидетельствует о необходимости усиления контроля над такими клиентами.
Следует отметить, что в настоящее время в Государственной Думе обсуждается документ, который предоставит банкам возможность закрывать счета клиентов при осуществлении ими подозрительных операций. Вступление в силу указанного документа не только будет полностью соответствовать требованиям FATF, но и существенно облегчит взаимодействие банков с клиентами, т.к. отпадет необходимость использовать различного рода обходные маневры: от уговоров до установления заградительных тарифов на продолжение обслуживания.
Соблюдение требований Банка России к обучению персонала по ПОД/ФТ. При проведении мониторинга данного направления следует обращать особое внимание прежде всего на следующие факты:
Наличие в филиале (Дирекции Головного офиса) утвержденных планов обучения персонала и перечня подразделений, сотрудники которых должны пройти обучение;
Выполнение требований по проведению всех видов инструктажей и проверок знаний
Наличие у Ответственного сотрудника филиала (подразделения Головного Офиса) и в Управлении персонала документов, подтверждающих прохождение сотрудниками всех видов обучения и проверки знаний Подтверждение факта наличия оригинала (копии) документа в личном деле сотрудника.
Как показывает практика, наиболее распространенными ошибками в данном направлении являются:
Отсутствие в перечне структурных подразделений Головного офиса или филиала Банка, сотрудники которых должны пройти обучение по ПОД/ФТ (Кредитная дирекция, Казначейство, Управляющий филиалом, юрисконсульт);
Несвоевременное внесение изменений в перечень структурных подразделений филиала, сотрудники которых должны пройти обучение по ПОД/ФТ, отражающих изменение организационно-штатной структуры филиала;
Осуществление плановых инструктажей и проверок знаний, не включенных в ежегодный план обучения; Несоблюдение плана обучения в части тематики обучающих мероприятий;
Проведение вводного инструктажа значительно позднее даты приема сотрудника на работу;
Отсутствие в личных делах сотрудников документов, подтверждающих прохождение инструктажей по ПОД/ФТ.
Завершающим этапом мониторинга является комплексная оценка деятельности филиала по рассматриваемому направлению. В ряде кредитных организаций применяется метод скоринга при котором филиалу (структурному подразделению) проставляется оценка от 1 до 10 баллов.
Оf = å(Оn*Kn)*D, где
Оf – итоговая оценка филиала;
Оn – оценка филиала по конкретному направлению мониторинга
Кn – весовой коэффицент, определяющий долю значения оценки по конкретному направлению мониторинга
D - коэффициент дисконта, понижающий общую оценку при применении к Банку мер воздействия со стороны Банка России или других государственных надзорных органов по результатам ранее проведенных проверок филиала.
D = 0,7 - в случае, если по результатам проверки филиала территориальным учреждением Банка России к Банку применены штрафные санкции;
D = 0,8 - в случае, если по результатам проверок филиала территориальным учреждением Банка России или иных государственных органов получено предписание о принятии мер по устранению допущенных нарушений;
D = 1 - во всех остальных случаях.
При проставлении оценки филиалы и подразделения банка могут быть подразделены на группы.
Филиалы и подразделения с высоким уровнем риска выявления нарушений по ПОД/ФТ. Оценка по направлению 0-4 балла.
Филиалы и подразделения со средним уровнем риска. Оценка по направлению 5-8 баллов.
Филиалы и подразделения с низким уровнем риска. Оценка по направлению 9– 10 баллов.
Проставление каждому филиалу (структурному подразделению Головного офиса) оценки (по методике приведенной в прилагаемой таблице) на основе данных мониторинга позволит СВК в будущем сконцентрировать контрольные усилия на наиболее высокорисковых подразделениях по порядку организации работы по ПОД/ФТ.
Еще о комерческих банках:
Роль банков в системе международных расчетов
Банки не только выполняют роль посредников между экспортерами и импортерами. В современной международной банковской деятельности банки выполняют функции кредиторов, финансирующих внешнеторговые сделки (банковские кредиты), а также функции контроля и выступают в качестве гарантов в зависимости от ус ...
Порядок открытия лицевых счетов распорядителей средств федерального
бюджета
Переводу на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые казначейские счета, открываемые в органах казначейства, подлежат: • учреждения, организации, предприятия, финансирование которых осуществляется на основе бюджетных назначений, до веденных реестрами ГУФК, утвержденных смет расход ...
Направления развития ипотечного кредитования
в Самарской области
Актуальной остается задача формирования объективной оценки ситуации на рынке недвижимости в глазах клиентов банков - населения. Сегодня звучат голоса в поддержку субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам. Аргументы сторонников такого подхода продиктованы интересами скорейшего возрожден ...