Регулирование банковской деятельности: сравнительная характеристика зарубежных стран и Республики Узбекистан

Экономика » Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности » Регулирование банковской деятельности: сравнительная характеристика зарубежных стран и Республики Узбекистан

Страница 1

Предпосылки для регулирования деятельность кредитных организаций в качестве самостоятельной государственной функции появились давно. В Германии такая необходимость впервые возникла в 1874 г., однако соответствующий государственный орган – Совет банков – был создан только после кризиса в 1931 г. Настоятельная потребность в контроле и регулировании банковской сферы появилась после Великой депрессии 20–30-х годов ХХ в в США.

В Узбекистане реальная необходимость в ужесточении регулирования банковской деятельности возникла на третьем этапе развития банковской системы. В этот период реально начинает происходить «акционирование» коммерческих банков, подразумевающее расширение финансовой самостоятельности банков путем повышения роли и ответственности акционеров в управлении деятельностью банков, а также усилением функциональной обязанности Совета банка.

Повышение самостоятельности деятельности коммерческих банков должно было сопровождаться адекватным усилением надзора за их деятельностью со стороны Центрального банка. Если ранее, в условиях социалистической системы, инспекторы Центрального банка собирали информацию для того, чтобы проконтролировать распределение ресурсов в экономике, то сегодня инспекторы должны обеспечивать соблюдение правил, которые предоставляют возможность акционерам и вкладчикам определять стабильность и рискованность рынка, при этом содействуя большей безопасности банков.

В основу системы банковского надзора Узбекистана положены преимущества двух полярных подходов к регулированию деятельности банков - европейского, отдающего предпочтение дистанционному надзору и североамериканского, базирующегося на проведении инспекторских проверок непосредственно в банках. Центральный банк Республики Узбекистан стремится эффективно сочетать методы дистанционного надзора и инспектирования на местах. Для этого, в составе Центрального банка созданы два департамента, работающих в тесном взаимодействии: Департамент лицензирования и регулирования деятельности коммерческих банков, осуществляющим дистанционное регулирование, и Департамент инспектирования коммерческих банков – инспекционное регулирование.

В настоящее время, Центральным банком установлен ежедневный мониторинг деятельности всех коммерческих банков, функционирующих на территории Узбекистана. Коммерческие банки ежемесячно предоставляют в Центральный банк финансовую отчетность. Центральный банк также вправе потребовать от коммерческих банков дополнительную информацию, необходимую для контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов, а также разъяснения по полученной информации. Предоставленная информация подвергается тщательному анализу, проверяется ее достоверность, контролируется выполнение банком показателей экономических нормативов, выявляются проблемы, которые возникли или имеют тенденцию к появлению в том или ином банке. В результате анализа дается заключение о финансовом состоянии и рекомендации по совершенствованию деятельности банка.

В соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору Центральным банком в целях снижения возможных рисков, а также для поддержания стабильности банков установлена система показателей обязательных экономических нормативов, включающая коэффициенты адекватности капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; требования к ликвидности; требования к операциям с ценными бумагами и т.д. Этим нормативам придается правовой статус, они обязательны для исполнения всеми коммерческими банками республики. Данная система показателей устанавливает определенные рамки, в пределах которых коммерческие банки могут проводить свои активные операции, в том числе операции по кредитованию, купли-продажи ценных бумаг в зависимости от размера капитала банка, обязательств и типа заемщика. Все эти требования продиктованы не стремлением контролировать каждый шаг банков, а необходимостью защищать общественные интересы, вовремя реагировать на негативные тенденции, поддерживать доверие ко всей банковской системе в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще о комерческих банках:

Понятие ипотеки и история ее возникновения
Ипотека - это одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества. Термин "ипотека" впервые поя ...

Организационная структура банка
Организационная структура ОАО «Приорбанк» (приложение А) включает департаменты, их отделы и самостоятельные отделы. Для управления и контроля созданы следующие органы: Общее собрание акционеров, Наблюдательный Совет банка, Правление банка, Председатель Правления. Таким образом, организационная стру ...

Становление и развитие банковской системы в Казахстане
В бывшем СССР и соответственно в Казахстане существовала одноуровневая банковская система, которая состояла из Государственного банка, Банка внешней торговли и Строительного банка. Государственный банк был главным банком страны и центром методологического руководства деятельностью денежно-кредитной ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru