Получение прибыли и обеспечение рентабельной деятельности является необходимым фактором существования будь – какого субъекта предпринимательства. В нем заинтересованы все участники экономического процесса. Размер банковской прибыли волнует акционеров, потому, что является показателем полученного дохода на инвестированный ими капитал. Вкладчикам прибыль гарантирует стабильный доход и уверенность в завтрашнем дне, поскольку увеличение резервов и собственных средств банка свидетельствует о его стабильности. Заемщики также заинтересованы в прибыли банка, ведь таким образом растут их собственные накопления[16].
Хотелось бы выделить такие основные направления повышения прибыльности банков:
1. Общий рост группы активов, которые приносят процентный доход и рост собственного капитала, в первую очередь правильное проведение взвешенной маркетинговой и процентной политики, следствием этого станет повышение числа банковских вкладчиков. Этой группой активов являются кредитные операции банка. Для их проведения банка необходимые, по – первое, привлечение клиентов, которые желают получить кредит. В настоящее время для банков Украины это является проблемой, так как в мире наблюдается нестабильная финансовая ситуация.Наверно нецелесообразно будет перечислять мероприятия по привлечению новых клиентов, ведь в Украине кроме безработицы и невозможности выплачивать кредиты также наблюдается огромный подрыв доверия населения к банковским учреждениям.
2. Увеличение удельного веса доходных активов в совокупных активах. Другими словами банк должен наращивать так называемые “работающие” активы, которые приносят наибольшие доходы банка и сокращать к возможному минимуму “неработающие”. К доходным активам относят кредитный и инвестиционный портфель банка, депозиты и кредиты, в других банках. Все другие активы являются недоходными. Вложение средств в недоходные активы ухудшает структуру активов и их доходность. Однако, именно “неработающие” активы обеспечивают ликвидность банка. Таким образом, банковская ликвидность достигается при максимизации остатков в кассах и на корреспондентских счетах по отношению к другим активам. Но именно в этом случае прибыль банка будет минимальна. Максимизация прибыли требует не сохранения средств, а их использования, для выдачи ссуд и осуществления инвестиций(с учетом резервов). Поскольку для этого нужно возвести кассовую наличность и остатки на корреспондентских счетах к минимуму, то максимизация прибыли ставит под угрозу непрерывность выполнения банком своих обязательств перед клиентами.
Таким образом, слишком высокая (сверхнормативная) ликвидность негативно влияет на доходность банка, а слишком низкая – свидетельствует об ухудшении надежности банка.
Следовательно, сущность банковского управления заключается в гибком соотношении противоположных требований ликвидности и прибыльности. В целом специалисты считают, что частица доходных активов в общих активах банка должна быть на уровне 0,75-0,85. Уменьшение части доходных активов ниже 0,7 свидетельствует о возможных проблемах в деятельности банка.
3. Изменение общего уровня процентной ставки по активным операциям банка. Нужно исследование и учет кроме специфических факторов, которые определяют размер процента по активным операциям также спрос на кредитном рынке и ставки конкурирующих банков и других финансово-кредитных учреждений.
Работая в этом направлении банки пытаются увеличить уровень процентной ставки по активным операциям, то есть здесь срабатывает принцип будь – какого коммерческого предприятия: “более дешево купить, дороже продать”. С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции между кредитными учреждениями и борьбы за расширение обслуживания рынков банкам очень трудно это делать. Таким образом, чтобы получить больший доход, банк должен учитывать кроме специфических факторов, которые определяют размер процента по активным операциям (учетная ставка, уровень инфляции, срок ссуды, ее размер, риск, характер обеспечения, затраты, по оформлению ссуды и контроль, контроль и другие) также спрос на кредитном рынке и ставки конкурирующих банков и других финансово-кредитных учреждений.
Еще о комерческих банках:
Анализ основных факторов повышения конкурентоспособности ООО страховой компании «Южурал -аско»
Показателем потребительской удовлетворенности соотношением «цена-качество» страхового продукта является согласие клиента приобрести полис. Если страхователь считает, что предлагаемое ему качество услуги стоит запрашиваемых денег, то соотношение «цена-качество» рассматривается как благоприятное и он ...
Анализ структуры банковских ресурсов по источникам формирования
Объектом исследования стала практика формирования и использования банковских ресурсов в ЗАО "Тюменьагропромбанк". Тюменский коммерческий агропромышленный банк является старейшим региональным кредитно-финансовым институтом, который создан на базе бывшего государственного специализированног ...
Виды профессиональной деятельности на рынке ценных
бумаг
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг на основании лицензии, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или иным лицензирующим органом на основании генеральной, выданной Федеральной комиссией. Органы, выдавшие л ...