Дальнейшее изменение взглядов на сущность конкуренции прослеживается в трудах Ф. Хайека, который является сторонником либеральной экономики и свободного рынка и рассматривает экономические явления как неотъемлемую часть социально-экономической системы, выделяя те их социальные черты, которые в условиях свободной конкуренции свойственны рыночной системе в целом и могут действовать только через ценовой механизм (соотношение спроса и предложения). Его концепция позволила разграничить понятия "конкуренция" и "конкурентный рынок" и определить конкуренцию как динамический по своей природе процесс, общий принцип отбора эффективных форм экономической жизни, в то время как конкурентное равновесие (совершенная конкуренция) представляет собой лишь одну из возможных точек реального конкурентного процесса, а не единственную и детерминированную.
В XX в. на передний план выходят исследование специфики динамического развития организации, выявление сил, которые потенциально могут вызвать положительные изменения в самой организации или ее окружении (в отличие от положений теории общего равновесия, сторонники которой главную проблему экономического развития усматривали в поиске эффективного распределения ресурсов с помощью технологий). Подтверждением этому являются труды М. Портера, который доказал, что конкурентоспособность организации в итоге обусловливается конкурентоспособностью ее экономического окружения. Основная единица конкуренции — отрасль, то есть группы конкурентов, производящие сходные товары или услуги и непосредственно конкурирующие между собой за рынки их сбыта. При этом состояние конкуренции в отрасли определяется действием нескольких сил: соперничеством между продавцами-конкурентами (горизонтальная конкуренция), угрозой появления новых конкурентов и товаров-заменителей (потенциальная конкуренция), способностью со стороны поставщиков и со стороны покупателей навязывать свои условия (вертикальная конкуренция). Новые конкуренты снижают общий потенциал прибыльности в отрасли в результате привлечения новых производственных мощностей и стремления позиционироваться на рынке, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается цена, по которой организация может реализовать свой товар. М. Портер определил конкуренцию как "развивающийся динамический процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты".
Переломным моментом в эволюции взглядов на конкуренцию было внедрение административной экономики в социалистических странах, для которой характерно негативное отношение к конкуренции в целом: цены устанавливались административным путем, а не согласно рыночным законам. При социализме наиболее распространенным было следующее определение конкуренции: в капиталистическом обществе — это жесткая непрерывная борьба капиталистов за наибольшую долю прибыли, за рынки сбыта, за источники сырья в интересах наживы (обогащения). Особенно острые формы конкуренция приобретает в эпоху империализма, развитие конкуренции обостряет капиталистические противоречия.
Позднее отношение к конкуренции сменилось диаметрально противоположным. Новые взгляды на конкуренцию можно найти в работах Г. Азоева, Б. Андреева, А. Градова, Ю. Иванова, А. Тищенко, Р. Фатхутдинова, А. Челенкова, В. Шинкаренко, А. Юданова и др.
Развивая теорию М. Портера, А. Юданов определил конкуренцию как "борьбу фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, которая ведется ими на доступных сегментах рынка", Р. Фатхутдинов — как "процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных либо субъективных потребностей в рамках законодательства или в естественных условиях".
Еще о комерческих банках:
Страховой рынок России: становление и перспективы роста
В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках. Финансовый рынок - система экономических отношений связанных с перераспределением временно свободных денежных средств, от тех у кого они имеются к тем кто в них нуждается в наиболее короткие сроки и по приемлим ...
Чистый рамбурсный аккредитив
Когда банк-эмитент просит банк-посредник произвести расчет по аккредитиву, но не имеет расчетного счета в этом банке, то он инструктирует, что рамбурс должен быть затребован с названного третьего банка. При этом третий банк получает отдельные инструкции на удовлетворение платежных требований. Эти о ...
Методические подходы к финансовому анализу
и оценке результатов деятельности коммерческого банка
Прибыль представляет из себя объективный показатель, характеризующий состояние банка на каждом этапе его развития. Получение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности, которая свидетельствует не только о финансовом потенциале банка, а также позволяет оценить его конкурентоспо ...