Особенности теории конкуренции в банковской сфере

Экономика » Особенности теории конкуренции в банковской сфере

Страница 4

Дальнейшее изменение взглядов на сущность конкуренции прослеживается в трудах Ф. Хайека, который является сторонником либеральной экономики и свободного рынка и рассматривает экономические явления как неотъемлемую часть социально-экономической системы, выделяя те их социальные черты, которые в условиях свободной конкуренции свойственны рыночной системе в целом и могут действовать только через ценовой механизм (соотношение спроса и предложения). Его концепция позволила разграничить понятия "конкуренция" и "конкурентный рынок" и определить конкуренцию как динамический по своей природе процесс, общий принцип отбора эффективных форм экономической жизни, в то время как конкурентное равновесие (совершенная конкуренция) представляет собой лишь одну из возможных точек реального конкурентного процесса, а не единственную и детерминированную.

В XX в. на передний план выходят исследование специфики динамического развития организации, выявление сил, которые потенциально могут вызвать положительные изменения в самой организации или ее окружении (в отличие от положений теории общего равновесия, сторонники которой главную проблему экономического развития усматривали в поиске эффективного распределения ресурсов с помощью технологий). Подтверждением этому являются труды М. Портера, который доказал, что конкурентоспособность организации в итоге обусловливается конкурентоспособностью ее экономического окружения. Основная единица конкуренции — отрасль, то есть группы конкурентов, производящие сходные товары или услуги и непосредственно конкурирующие между собой за рынки их сбыта. При этом состояние конкуренции в отрасли определяется действием нескольких сил: соперничеством между продавцами-конкурентами (горизонтальная конкуренция), угрозой появления новых конкурентов и товаров-заменителей (потенциальная конкуренция), способностью со стороны поставщиков и со стороны покупателей навязывать свои условия (вертикальная конкуренция). Новые конкуренты снижают общий потенциал прибыльности в отрасли в результате привлечения новых производственных мощностей и стремления позиционироваться на рынке, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается цена, по которой организация может реализовать свой товар. М. Портер определил конкуренцию как "развивающийся динамический процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты".

Переломным моментом в эволюции взглядов на конкуренцию было внедрение административной экономики в социалистических странах, для которой характерно негативное отношение к конкуренции в целом: цены устанавливались административным путем, а не согласно рыночным законам. При социализме наиболее распространенным было следующее определение конкуренции: в капиталистическом обществе — это жесткая непрерывная борьба капиталистов за наибольшую долю прибыли, за рынки сбыта, за источники сырья в интересах наживы (обогащения). Особенно острые формы конкуренция приобретает в эпоху империализма, развитие конкуренции обостряет капиталистические противоречия.

Позднее отношение к конкуренции сменилось диаметрально противоположным. Новые взгляды на конкуренцию можно найти в работах Г. Азоева, Б. Андреева, А. Градова, Ю. Иванова, А. Тищенко, Р. Фатхутдинова, А. Челенкова, В. Шинкаренко, А. Юданова и др.

Развивая теорию М. Портера, А. Юданов определил конкуренцию как "борьбу фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, которая ведется ими на доступных сегментах рынка", Р. Фатхутдинов — как "процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных либо субъективных потребностей в рамках законодательства или в естественных условиях".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о комерческих банках:

Функции подразделений
Поскольку фронт-офис предназначен для продаж страховых услуг, страховая компания заинтересована в эффективном контроле и управлении данными процессами. Поэтому основными функциями фронт-офиса являются: управление страховыми продуктами (универсальный продуктовый сервис); контроль бланков строгой отч ...

ОАО «Приорбанк», его характеристика и анализ деятельности
21 ноября 1988 г. – состоялась учредительная конференция по созданию банка на паевой основе. 20 января 1989 г. – Госбанком СССР зарегистрирован Минский инновационный банк. Регистрационный номер 50. 23 августа 1989 г. – Минский инновационный банк переименован в Белорусский инновационный банк. 12 июл ...

Способы обеспечения финансовой устойчивости страховых операций в российских условиях
Надбавка рисковая[1] - метод обеспечения финансовой устойчивости результатов страховых операций путем включения в страховые тарифы соответствующей дополнительной фиксированной суммы (обычно в процентах от нетто-ставки). Предназначена для создания ежегодного фонда страхования в размерах, обеспечиваю ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru