Особенности теории конкуренции в банковской сфере

Экономика » Особенности теории конкуренции в банковской сфере

Страница 5

В "Энциклопедии банковского дела Украины" конкуренция трактуется как цивилизованная, легализированная форма борьбы субъектов предпринимательства за существование, действенный механизм отбора и регулирования в рыночной экономике.

Характерными чертами конкуренции называют следующие:

— это процесс, где сталкиваются стороны, являющиеся соперниками. Такое соперничество обусловлено относительной ограниченностью природных благ и доступа к ним разных участников социально-экономической жизни, вынужденных превращаться в конкурентов за эти блага и за право на их разработку;

— это конфликтная форма соперничества. Уровень конфликтности может быть разным — от мало- до остроконфликтного, но она обязательно есть. При этом отличия конфликтного соперничества от неконфликтного состоят в следующем: в конфликтном столкновении проявляются противоположность жизненных интересов соперников и невозможность реализовать собственные интересы без ограничения жизненных интересов других участников конфликта, а неконфликтное столкновение не носит принципиального характера; целевые установки, формирующиеся при конфликтном соперничестве, направлены на ослабление и окончательное "подавление" конкурентов ради получения собственных выгод; при конфликтном соперничестве всегда есть устойчивые противоположные последствия для его участников (статус победителя или побежденного и связанные с этим выгоды и, соответственно, потери), которые не могут быть мгновенно преодолены; в конфликтное соперничество двух сторон обязательно втягиваются другие стороны, которые сначала представляют лишь внешнее окружение конкурентов (среду конкуренции); именно конфликтное соперничество может носить затяжной, длительный характер;

— это борьба за что-то определенное, против конкретных соперников и нередко вместе с временными союзниками, конфликты с которыми на этот период сглаживаются и признаются несущественными для достигших согласия сторон.

Рассмотренные особенности присущи и рынку банковских услуг, который является составляющей финансового рынка и подчинен основным законам конкуренции. Современный рынок банковских услуг, как и все другие рынки, представляет собой совокупность условий, на основании которых продавцы (банки) и покупатели (клиенты и партнеры банка) вступают в контакт с целью купли-продажи банковских продуктов и услуг. При этом конкуренция постоянно трансформируется под влиянием процессов в других рыночных секторах, которые тесно взаимосвязаны с банковской конкуренцией, а именно: на рынке производства и услуг, на рынке потребления и услуг, на рынке труда, на рынке информационных технологий, на рынке недвижимости, на финансовом рынке. Поэтому сфера банковской конкуренции в современном понимании очень велика, а конкурентная среда — разнообразна и разнородна.

Конкуренция в банковской сфере — объективное явление эволюции мировой финансово-кредитной системы, обусловленное ростом потребностей общества в капитализации свободных средств. Особенно активно конкурентная борьба ведется на отдельных сегментах рынка банковских услуг, к которым относятся кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок, депозитный рынок, рынок валют и драгоценных металлов.

В экономической литературе под банковской конкуренцией понимают процесс соперничества банков между собой и с другими финансово-кредитными институтами, в ходе которого они стремятся обеспечить себе ведущие позиции на рынке банковских услуг.

Банковскую конкуренцию рассматривают также как процесс, осуществляемый в динамике соперничества коммерческих банков и других финансово-кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе устойчивые конкурентные преимущества на рынке банковских услуг. Этот подход получил отражение в работе А. Падалко, который определил конкуренцию как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели, что обусловливает необходимость постоянно поддерживать созданный банком образ универсального, с широким спектром предоставления разнообразных услуг населению и индивидуальным подходом к клиентам. Аналогичной точки зрения придерживается и А. Алавердов, который под банковской конкуренцией понимает непрерывный процесс соперничества кредитных учреждений за обеспечение оптимальных условий функционирования на соответствующих сегментах рынка. По своей сути банковские продукты и услуги не имеют конкурентоспособных небанковских заменителей, что делает банковскую сферу более привлекательной для предпринимательства и является фактором развития в ней конкурентных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще о комерческих банках:

Исторические аспекты развития фондового рынка и структура депозитарной системы в Республике Беларусь
Специфические условия экономического и социального развития Республики Беларусь после распада Советского Союза потребовали особого подхода к созданию рынка ценных бумаг как элемента социально направленной рыночной экономики. Национальные интересы воплотились в специфике нормативно-правовой и законо ...

Эмиссионная деятельность
Выпуск векселей осуществляется коммерческими банками без регистрации эмиссионного проспекта, поэтому данную операцию правомерно характеризовать именно как выпуск. Процедура выпуска банковских векселей регламентируется Федеральным законом от 11 марта 1997 г. N48-ФЗ «О переводном и простом векселе» и ...

Регулирование валютного рынка
Основополагающими понятиями валютного рынка являются валютное регулирование и валютный контроль. Рассмотрев основные принципы регулирования валютных операций и функции, выполняемые органами и агентами валютного контроля можно получить полное представление об операциях совершаемых в целом, как на вн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.supremebank.ru